Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«От страха зрители теряют дар речи». Как фильм «Психо» сделал Альфреда Хичкока миллионером

13 августа 2024, 11:48
«От страха зрители теряют дар речи». Как фильм «Психо» сделал Альфреда Хичкока миллионером
Фото: 66.RU
13 августа – 125 лет кинорежиссеру Альфреду Хичкоку. Самым кассовым его фильмом стал хоррор «Психо», снятый на заемные деньги. Голливудские студии отказались финансировать картину, посчитав, что зритель ее не оценит. Успеху в прокате способствовал перфекционизм Хичкока – 45-секундную сцену убийства он снимал семь дней.

За пять лет до «Психо» французский режиссер Анри-Жорж Клузо опередил Хичкока с покупкой прав на детектив Буало-Нарсежака «Та, которой не стало». Картина «Дьяволицы» (1955), снятая по этой книге, принесла Клузо мировую известность. Критики начали говорить, что Клузо — больше Хичкок, чем сам Хичкок.

В ответ мэтр экранизировал другой роман тех же авторов, но фильм «Головокружение» (1958) не нашел признания ни у зрителей, ни у прессы (в сотню лучших картин ХХ века его записали позже). Хичкок продолжал снимать по фильму в год и искал сюжет, который позволил бы ему посчитаться с Клузо.

Книга Роберта Блоха «Психо» о владельце мотеля Нормане Бейтсе, страдающем раздвоением личности, привлекла режиссера возможностью манипулировать ожиданиями зрителей. Роман начинался с убийства женщины, которая по дороге в Калифорнию остановилась на ночь в мотеле. Блох коротко рассказал, что она украла 40 тысяч долларов и спешила к любовнику.
Хичкок решил отодвинуть сцену убийства к середине картины и убедить публику, что побег с деньгами — главная сюжетная линия. Он рассчитывал, что сначала зрители будут сочувствовать воровке, а потом — Бейтсу, заметающему следы убийства.

Со студией Paramount, где он снял три успешных фильма, у Хичкока был контракт, но сюжет о маньяке, который наряжается в одежду умершей матери, чтобы убивать своих жертв, менеджерам компании не понравился. Договорились, что Paramount займется только прокатом фильма. Павильоны для съемок режиссеру предоставила компания Universal. Деньги на съемки фильма — 800 тысяч долларов — он собирал сам.

Хичкок планировал уложиться в 36 съемочных дней с помощью команды, снимавшей сериалы — телевизионщики умели работать быстро. Из экономии он отказался от цветной пленки, а журналистам объяснил, что не хочет видеть на экране красную кровь — в фильме ее заменили шоколадным сиропом.

Нормана Бейтса сыграл Энтони Перкинс. Его жилище — самую дорогую декорацию к фильму, стоившую 15 тысяч долларов, скопировали с картины Эдварда Хоппера «Дом у железной дороги». Хичкок называл такой стиль «калифорнийской готикой».

«От страха зрители теряют дар речи». Как фильм «Психо» сделал Альфреда Хичкока миллионером
Фото: 66.RU

Роль женщины, похитившей деньги, досталась звезде Голливуда Джанет Ли. По сюжету она работала в риелторской конторе Феникса и жила на съемной квартире. Был случай, когда Хичкок, стремившийся к достоверности в деталях, встретил в Фениксе служащую небольшой фирмы и напросился к ней домой, чтобы сфотографировать обстановку, содержимое шкафов и дамской сумочки. В съемочном павильоне интерьер воспроизводили по его снимкам.

«От страха зрители теряют дар речи». Как фильм «Психо» сделал Альфреда Хичкока миллионером
Фото: 66.RU

К концу 50-х цензура в кино стала мягче, но показывать на экране мужчин и женщин без одежды Хичкок не мог. Режиссер Франсуа Трюффо, обсуждавший с ним теорию и практику кино, говорил: «Поскольку актер Джон Гэвин в фильме раздет до пояса, а на Джанет Ли бюстгальтер, сцена свидания удовлетворила аудиторию наполовину».

«От страха зрители теряют дар речи». Как фильм «Психо» сделал Альфреда Хичкока миллионером
Фото: 66.RU

Для экономии времени шить костюмы на заказ не стали, ограничившись готовой одеждой из магазинов. Хичкок настоял, чтобы в первой сцене нижнее белье Джанет Ли было белым, а перед ее бегством с украденными деньгами — черным.

«От страха зрители теряют дар речи». Как фильм «Психо» сделал Альфреда Хичкока миллионером
Фото: 66.RU

Роль второй секретарши из риелторской конторы Хичкок поручил своей дочери Патриции, работавшей с ним и раньше. За два дня съемок ей заплатили тысячу долларов.

«От страха зрители теряют дар речи». Как фильм «Психо» сделал Альфреда Хичкока миллионером
Фото: 66.RU

Ассистенты Хичкока объехали несколько магазинов в небольших городках, чтобы увидеть, как одеваются продавцы подержанных автомобилей. К общему удивлению, все они носили галстук-бабочку.

«От страха зрители теряют дар речи». Как фильм «Психо» сделал Альфреда Хичкока миллионером
Фото: 66.RU

По просьбе Хичкока маршрут из Феникса в центральную Калифорнию, которым ехала героиня Джанет Ли, прочертили на картах, висевших в офисе. Рядом подписали расстояния между городами и стоимость номеров в мотелях. После этого события в книге уже не казались вымышленными.

«От страха зрители теряют дар речи». Как фильм «Психо» сделал Альфреда Хичкока миллионером
Фото: 66.RU

45-секундную сцену убийства в душе снимали семь дней — это было единственное отступление от графика. В окончательном варианте смонтировали 78 фрагментов, снятых с 70 точек. Взмахи ножа сопровождали звуки скрипок и виолончелей, записанные композитором Бернардом Херманном. Хичкок, довольный результатом, заплатил ему вдвое больше и говорил потом, что 33% эффекта при просмотре фильма создает музыка.

«От страха зрители теряют дар речи». Как фильм «Психо» сделал Альфреда Хичкока миллионером
Фото: 66.RU

В размышлениях, как озвучить удар ножа, вонзающегося в тело жертвы, Хичкок распорядился достать арбуз. На всякий случай бутафор купил арбузы разных размеров и несколько сортов дынь. Хичкок с закрытыми глазами слушал, как в студии звукозаписи их протыкают ножом. Звук, который издавала зимняя дыня касаба, он посчитал аутентичным и использовал при монтаже фильма.

«От страха зрители теряют дар речи». Как фильм «Психо» сделал Альфреда Хичкока миллионером
Фото: 66.RU

Продвигать фильм Хичкок взялся сам. В одном из анонсов он писал: «Распространено мнение, что «Психо» пугает людей так, что они теряют дар речи. Многие мужья нарочно посылают своих жен посмотреть фильм, надеясь, что это правда».

«От страха зрители теряют дар речи». Как фильм «Психо» сделал Альфреда Хичкока миллионером
Фото: 66.RU

От кинотеатров Хичкок требовал, чтобы во время показа в зал никто не входил — зрители могли смотреть фильм только с самого начала. Такую практику он позаимствовал у Клузо, опасавшегося, что зрители раньше времени узнают финал «Дьяволиц».

«От страха зрители теряют дар речи». Как фильм «Психо» сделал Альфреда Хичкока миллионером
Фото: 66.RU

Чтобы избежать спойлеров, Хичкок отказался от предварительных показов «Психо» критикам. По этой причине многие отзывы оказались негативными. В статье «Убийство в ванной и скука в зале» критик из «Дейли экспресс» писал: «Грустно наблюдать, как по-настоящему великий режиссер делает из себя дурака».

«От страха зрители теряют дар речи». Как фильм «Психо» сделал Альфреда Хичкока миллионером
Фото: 66.RU

Когда фильм вышел на экраны, зрители начали присылать Хичкоку письма. Один врач из Пасадены говорил, что обнаружил несоответствие — узкие зрачки глаз на крупном плане лица Джанет Ли, изображавшей труп. В действительности, писал врач, зрачки должны быть расширены. Его замечание Хичкок учел в фильме «Исступление» (1972), где серийным убийцей женщин был сумасшедший торговец фруктами.

«От страха зрители теряют дар речи». Как фильм «Психо» сделал Альфреда Хичкока миллионером
Фото: 66.RU

В американском прокате — 13 тысяч кинотеатров — «Психо» заработал девять миллионов долларов и еще шесть — по всему миру. В США в то время больше денег принес только пеплум «Бен Гур» (1959) с бюджетом 15 миллионов долларов. По договору с Paramount Хичкок получил 60% от сборов, став самым дорогим режиссером.

В 80-е историю с Норманом Бейтсом вернули на экраны. Зрителям показали сиквелы «Психо-2» (1983), «Психо-3» (1987) и телевизионный приквел «Психо-4: В начале» (1990), снятые разными режиссерами. Из команды Хичкока в этих проектах участвовали Энтони Перкинс и сценарист хичкоковского «Психо» Джозеф Стефано.

«От страха зрители теряют дар речи». Как фильм «Психо» сделал Альфреда Хичкока миллионером
Фото: 66.RU

Режиссер Гас Ван Сент («Мой личный штат Айдахо», «Умница Уилл Хантинг») в 1998 году выпустил на экраны покадровый ремейк «Психо» с бюджетом 60 млн долларов. Ограничений, как раньше, уже не было — Вигго Мортенсен, игравший любовника Энн Хеч, которой доверили роль Джанет Ли, мог ходить по гостиничному номеру голым. Вместо реплики «Ты еще не надел ботинки» Хеч говорила ему: «Ты еще не надел брюки». Кровь на экране была красной. Инфляция превратила 40 тысяч долларов в 400. В остальном Ван Сент старался следовать оригиналу. В прокате картина провалилась.

«От страха зрители теряют дар речи». Как фильм «Психо» сделал Альфреда Хичкока миллионером
Фото: 66.RU

С 2013 по 2017 год на телевидении вышло пять сезонов сериала «Мотель Бейтс» о жизни Нормана Бейтса и его матери до событий в фильме Хичкока. За все годы его посмотрело почти 10 миллионов зрителей.

«От страха зрители теряют дар речи». Как фильм «Психо» сделал Альфреда Хичкока миллионером
Фото: 66.RU

Наследником Хичкока в кино стал режиссер Брайан де Пальма («Лицо со шрамом», «Неприкасаемые», «Миссия невыполнима»). В триллере «Сестры» (1973) он цитировал сразу два фильма мэтра — «Психо» и «Окно во двор», в «Двойнике тела» (1984) — «Окно во двор» и «Головокружение». Квентин Тарантино говорил по этому поводу: «Де Пальме нравились триллеры Хичкока, и он, безусловно, обладал талантом в этом направлении, но я не думаю, что он снимал фильмы по любви. Он делал это, чтобы застолбить свою нишу на рынке. Чтобы стать признанным наследником Хичкока, надо — как Хичкок — снимать без остановки фильм за фильмом».

«От страха зрители теряют дар речи». Как фильм «Психо» сделал Альфреда Хичкока миллионером
Фото: 66.RU

В фильмографии Хичкока «Психо» был сорок седьмым.