Новая доза ультражелтых таблеточек чистого детского счастья. Павел Матяж — о фильме «Гадкий я — 4»

5 июля 2024, 11:19
Фото: Павел Матяж для 66.RU
В кинотеатрах США и западной Европы стартовал квадриквел самой прибыльной мультфраншизы в истории. Его дистрибуцией на территории РФ уже вовсю заняты пираты.

За последние пару недель только очень ленивый редактор не выкатил у себя на сайте новость про то, что сиквел «Головоломки» заработал в кинотеатрах больше миллиарда долларов. И, конечно, мы все очень рады за Pixar. Но их главные конкуренты Illumination со своими миньонами тоже не лыком шиты. Они зашибали по миллиарду за раз еще в 2013-м. Несмотря на бесконечные «Оскары» и общий восторг критиков по поводу творческой составляющей анимационной продукции Питера Доктера и Ко, именно трилогии «Гадкий я» (плюс два спин-оффа про миньонов) принадлежит абсолютное лидерство по кассовым сборам в сегменте полнометражных мультфильмов в XXI веке.

Это не удивительно. Щемящая тоска и разрывающая сердце на куски ностальгия, которой переполнено большинство мультфильмов Pixar, — зрелище не для слабонервных и к тому же в известном смысле интеллектуальное.

Ребята из Sony в яростном огне конкурентной борьбы открыли целое новое направление в анимации и перехватили у пиксаровцев пару больших призов на последних конкурсах. Но итоговый продукт, в котором виртуозно нарисованные человеки-пауки решали экзистенциальные проблемы американских подростков, тоже оказался не для средних умов.

За пятнадцать лет разработки пятого «Шрека» Dreamworks упустил слишком много возможностей и первое место в общем зачете, даже несмотря на локальный успех двухсерийного ответвления про «Кота в сапогах».

А Illumination с их карнавалом безудержного веселья, главным номером в котором выступают ультражелтые таблетки чистого детского счастья, прыгающие и падающие с нечленораздельными криками на выдуманном языке, заняли значительно более широкую нишу для самых маленьких и невзыскательных. Понятно, что все это тоже не без фиги в кармане, в каком-то смысле и анархический панк-авангард, и завуалированная пропаганда, как минимум, антидепрессантов. Но якорная аудитория даже слов таких не знает, а просто смотрит на ужимки и прыжки орущих желтых персонажей в джинсовых комбинезонах, разинув рот, пуская слюни и рыдая от восторга.

За 14 лет работы над франшизой иллюминаты наловчились использовать своих миньонов так эффективно, что теперь любой фильм с их участием зарабатывает миллиард при суммарных затратах на производство и маркетинг в 100–150 миллионов.

Что при этом делают главные герои, совершенно неважно. Крадет ли Грю Луну, спасает мир от сверхзлодея или просто едет в гости к брату в Италию. Главное, чтобы он взял с собой своих идиотских приспешников, и дело в шляпе.

В новом сюжете Грю отправляется на встречу выпускников в свою альма-матер — Академию Злодейства и Подлости (Гарри Поттер по-прежнему лидирует в списке самых кассовых кинофрашиз, и пока это так, он всегда на карандаше у всех креаторов, имеющих хоть какое-то отношение к продажам детской продукции). Но не для того, чтобы предаваться ностальгии в компании старых приятелей и учителей, а чтобы арестовать своего бывшего одноклассника Максима Ле Маля. Они и в школе не очень ладили. А теперь один записался в антизлодейскую лигу, второй делает что-то весьма противоестественное с тараканами. Так что вместо теплых объятий и бурных возлияний бывшего лучшего студента Академии ждут наручники и тюрьма особо строгого режима.

Создатели не успевают объяснить, за что они с Максимом так жестоко, как тот с помощью тараканов в голове сбегает из кутузки, предварительно записав на местную камеру наблюдения видеосообщение с угрозами в адрес бывшего друга/врага. А бедняга Грю вместе со своим многодетным семейством оказывается под программой защиты свидетелей и вынужден переехать в невероятно фешенебельный район, чтобы скрываться там под вымышленным именем и сомнительным статусом торговца солнечными панелями.

Описывать жизнь человека, который залег на дно, можно по-разному. История шпионских детективов, криминальных боевиков и полицейских процедуралов знает множество примеров разной степени увлекательности. Но сценаристы «Гадкого я — 4» выбрали самый скучный вариант.

Они вообще забыли про антагониста и его армию вездесущих тараканов и разбили действие на набор практически не связанных между собой комедийных скетчей, живописующих быт гетеросексуальной пары белых американцев с детьми в богатом пригороде: от транспортировки наследников в школу и посещения местного супермаркета до смолтолков с соседями и партиями в теннис в загородном клубе миллионеров.

Миньоны на этот раз почти не участвуют в магистральном сюжете, а дурачатся на периферии. Правда, пятерым избранным придумали особый квест. В рамках секретного эксперимента с невнятно сформулированными целями из них сделали супергероев.

Способ заимствовали у капитана Америки. Посадили в такие же железные капсулы, накачали какой-то дрянью, и вуаля — один из них теперь миньон-Халк, другой миньон-Циклоп. Еще есть миньон-Существо, миньон – мистер Фантастик (это из «Фантастической четверки») и миньон-Супермен, конечно.

Шутки про супергероев уже немного утратили актуальность. Но создатели фильма это учли. И вообще никак не использовали полученных суперминьонов в борьбе с Максимом и его тараканами.

Тем более что злодей из Максима получился не ахти какой опасный. Грю в самой первой сцене справился с ним без помощи Халка и Циклопа. И в компании со всеми этими суперами это была бы уже не борьба с могущественным злым гением, а избиение младенца.

Но совсем уж фейковыми суперминьонов не назовешь. Гэги с их участием выглядят отлично, а хаоса и разрушений эти новые усиленные желтые таблетки причиняют намного-намного-намного больше.

К тому же это наверняка задел для следующих серий. С такой лихой пятеркой во главе «Миньоны-3» смогут замахнуться на два миллиарда и наесться бананов на все эти деньги.

К шестой части стало еще очевиднее, что мультик про путь антигероя и его многочисленных комик-релифов — это никакая не революция, а очередной финансовый конвейер. Работает он исправнее остальных потому, что рассчитан на самые примитивные эмоции и эксплуатирует буквально зачатки разума аудитории. В итоге полнейший вин-вин. Все счастливы. И лялечки (в смысле наши с вами дети), и большие дядечки из Illumination.

Впрочем, не все так мрачно. Подсаживаясь на веселые желтенькие таблеточки, наши карапузы не только научатся относительно социально безопасному способу давать выход своим пещерным инстинктам, но и приобретут привычку посещения кинотеатров. А у той со временем есть шанс перерасти во что-то более цивилизованное. И если нам хоть чуть-чуть повезет, то когда-нибудь в России будущего наше дорогое чадо пойдет в кино не на очередной дебильный мульт про миньонов, а на ретроспективу Алексея Германа. Старшего, конечно.

Удачного просмотра.

Павел Матяж
Кинообозреватель

Читайте также