Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

10 000 шагов по району. Экскурсия по Автовокзалу

10 000 шагов по району. Экскурсия по Автовокзалу
Фото: 66.RU
Лето. Время, когда хочется проводить максимум часов на улице, чтобы нагуляться на год вперед. Потому что дальше снова холод, дожди, снег и слякоть. Проблема в том, что рано или поздно идеи локаций для летних променадов в городе заканчиваются. Поэтому 66.RU решил сделать серию текстовых пешеходных экскурсий по районам города, которые можно пройти в любой день и в любую погоду. Первый в списке — район Автовокзал, о котором рассказываем вместе с «Атлас Девелопмент» и его масштабным проектом «Парк Столиц».

Этот экскурсионный маршрут рассчитан примерно на 10 000 шагов, которые врачи рекомендуют проходить каждый день для поддержания мышечного тонуса и нормальной работы сердечно-сосудистой системы. Проще говоря — чтобы быть здоровым.

Стартовать предлагаем с южной части района — Ботанического сада, а финишировать — на Юго-Западе, где сейчас ведется активная застройка новой части Автовокзала.

Кстати, один из самых интересных проектов новой части района — жилая экосистема (это почти как ЖК, но круче) «Парк Столиц». Мимо этого проекта вы точно не пройдете, а почему — расскажем в конце текста.

Зеленый рай

Адрес: ул. 8 Марта, 202а

Начнем свою прогулку на 10 тысяч шагов с юго-западной окраины микрорайона Автовокзал. Здесь находится огромная территория Ботанического сада Уральского отделения Российской академии наук.

10 000 шагов по району. Экскурсия по Автовокзалу
Фото: Антон Буценко, 66.RU

На этом месте сад появился в 1937 году. До этого, с 1924 года, он базировался рядом с Ново-Тихвинским монастырем, но в той локации его история закончилась вместе со строительством больницы специального назначения.

Изначально штат воссозданного на границе с Ботаникой сада включал восемь сотрудников. Коллектив вырос в феврале 1945 года, когда Ботанический сад стал частью Уральского филиала Академии наук СССР. В учреждении стали заниматься не только наукой, но и создали дендрарий. В годы войны ученые культивировали здесь лекарственные растения и изучали сельскохозяйственную продукцию, которая должна была пополнить продовольственную базу Урала.

10 000 шагов по району. Экскурсия по Автовокзалу
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Сегодня в Ботаническом саду работает шесть лабораторий, специалисты которых исследуют растения, выводят новые сорта, ведут просветительскую работу, создают коллекции редких уральских растений. Всего здесь на территории в 50 гектаров (это примерно десять Центральных стадионов) растет порядка 10 тысяч растений различных видов, форм и сортов. В оранжереях — вечные тропики: магнолии, бассейн с кувшинками-нимфеями и рыбками. На территории — лиственная аллея и коллекция ив. За ограждением — сосновый бор.

Символ района

Адрес: ул. 8 Марта, 145

Автовокзал — главная визитная карточка этой локации, потому что его именем микрорайон и назван. Вообще центральная автобусная станция в Свердловске была открыта 80 лет назад, в августе 1934 года, но изначально находилась в другом месте. Она располагалась в бывшем католическом костеле Святой Анны, который стоял возле Малышевского кольца, напротив Центральной гостиницы.

10 000 шагов по району. Экскурсия по Автовокзалу
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Через 20 лет вокзал перенесли на новое место, где он находится и по сей день. Сначала это была просто станция с киоском для продажи билетов на загородные автобусы. Полноценное здание автовокзала появилось только в 1960 году.

В будущем автовокзал перенесут на Ботанику, где он станет частью крупного транспортно-пересадочного узла рядом с метро. Единственный вопрос, который волнует местных жителей, — как будет называться район Автовокзала, когда самого вокзала там уже не будет?

Одно типовое здание

Адрес: улица Щорса, 86

Рядом со зданием автовокзала стоит здание вычислительного центра авторства архитектора Анатолия Асташкина, которое начали строить в 1972 году. По одной из городских легенд, Асташкин представил этот проект как типовой, убедив руководство в отсутствии «особых» архитектурных решений. Это было связано с постановлением «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», требовавшим использование только типовых моделей.

10 000 шагов по району. Экскурсия по Автовокзалу
Фото: Антон Буценко, 66.RU

На фасаде действительно нет декоративных элементов и «архитектурных излишеств», однако здание нельзя назвать обыкновенным. Даже спустя полвека здание привлекает своей эстетикой благодаря закругленным стенам и строгим вертикальным линиям ― сочетанию практически противоположных вещей.

10 000 шагов по району. Экскурсия по Автовокзалу
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Сегодня здесь работает Уральское главное управление Центробанка России, однако среди горожан здание известно как «Баян» или «Дом-блокнот».

«До Фрунзе, в парк»

Адрес: ул. Степана Разина, 51

Впервые о строительстве электрических трамвайных путей в Екатеринбурге заговорили 14 июня 1896 года на заседании городской думы. Затем вопрос поднимали еще трижды, но каждый раз депутаты и градоначальники лишь «принимали его к сведению» из-за проблем с финансированием. А затем Первая мировая война, революция и гражданская война отложили строительство трамвайной сети аж до конца 1920-х годов.

10 000 шагов по району. Экскурсия по Автовокзалу
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Вновь подняли вопрос о строительстве трамвайной сети в Свердловске на заседаниях горисполкома только в 1927 году. Через год проект был одобрен Главным управлением коммунального хозяйства НКВД РСФСР в Москве, и началось строительство путей и депо на площади Горсовета: бывшей Цыганской площади и нынешней улице Фрунзе.

Первый трамвай по единственному тогда маршруту № 1 — до Железнодорожного вокзала — выехал из новенького депо 7 ноября 1929 года в день 12-й годовщины Октябрьской революции. В честь этого события возле трамвайного депо состоялся праздничный митинг.

10 000 шагов по району. Экскурсия по Автовокзалу
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Депо работает на этом месте до сих пор. Здесь также действует музей, посвященный истории электротранспорта Екатеринбурга, где представлены документы, фотографии, книги, образцы рельсов и различных технических устройств. На открытой площадке можно рассмотреть четыре исторических трамвайных вагона.

Дом сказов

Адрес: ул. Чапаева, 11

Этот непримечательный деревянный дом на углу улиц Архиерейской (нынешней Чапаева) и Болотной (нынешней Большакова) построил сам Павел Петрович Бажов около ста лет назад. И все свои произведения, включая знаменитую «Малахитовую шкатулку», он написал именно здесь.

10 000 шагов по району. Экскурсия по Автовокзалу
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Дом Бажов проектировал самостоятельно. На самом деле писатель поселился на этом месте еще до постройки своего жилища: с 1906 года он снимал здесь квартиру в старой постройке, которая была снесена в 1911 году. После этого Бажов получил разрешение на строительство собственного дома.

Планировка дома — это четыре просторные комнаты, коридор, кухня, сени и чулан, общей площадью 92 квадратных метра. Рядом с домом сохранился сад, где растут липы, березы, яблони, сирень, черемуха и вишня, посаженные Бажовыми. В этом саду писатель часто принимал гостей, среди которых были Агния Барто, Лев Кассиль и другие советские писатели, а также его внук — будущий политик Егор Гайдар.

10 000 шагов по району. Экскурсия по Автовокзалу
Фото: Антон Буценко, 66.RU

После смерти Бажова в 1950 году в доме осталась жить его супруга Валентина Александровна. В 1968 году она передала дом музею, получив взамен благоустроенную квартиру. В 1969 году здесь открылся музей, который работает и по сей день.

Уникальный памятник

Адрес: сквер имени Большакова

Это место — аллея у Дворца молодежи — еще одна граница района Автовокзал. Локацию сразу за ней принято считать уже центром города. На аллее стоит первый и единственный памятник в России, посвященный воинам-спортсменам. Его установили здесь в мае 1996 года.

10 000 шагов по району. Экскурсия по Автовокзалу
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Запечатленная в бронзе скульптурная группа представляет идущих в бой лыжников: комсомольца, солдата и медсестру. Это символично, ведь из спортсменов Екатеринбурга и области в годы Великой Отечественной войны было сформировано несколько частей лыжников-разведчиков, удостоенных высокой оценки за проявленные в боях мужество и героизм.

10 000 шагов по району. Экскурсия по Автовокзалу
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Всего за годы войны спортивные организации города и Свердловской области в соответствии со специальной программой подготовили более 2,5 млн лыжников, свыше 700 специалистов рукопашного боя и 200 тыс. пловцов. Воины-спортсмены в составе специальных подразделений выполняли особые задания в тылу врага и на фронтах.

Криминальная легенда

Адрес: квартал улиц Фурманова — Шаумяна — Амундсена — Волгоградская

Сейчас здесь остался лишь маленький кусочек огромного в свое время цыганского поселка. Слава у этого места неоднозначная. Дело в том, что после развала СССР Екатеринбург стал перевалочной точкой, откуда запрещенные вещества распространялись по всей стране. В 90-е обитатели цыганского поселка почти в открытую здесь торговали, а на прибыль возводили шикарные дворцы в стиле цыганское барокко.

10 000 шагов по району. Экскурсия по Автовокзалу
Фото: Антон Буценко, 66.RU

С этой проблемой в те годы активно боролся фонд «Город без наркотиков». 22 сентября 1999 года здесь произошло знаменитое «стояние в цыганском поселке». В тот день более 500 человек, включая фондовцев, приехали в поселок и 40 минут молча стояли плечом к плечу. Это произвело такое впечатление, что уже на следующий день продажа запрещенных веществ была заметно сокращена.

10 000 шагов по району. Экскурсия по Автовокзалу
Фото: Антон Буценко, 66.RU

В 1999 году, после заявления начальника УВД Екатеринбурга Николая Овчинникова о проблемах цыганского поселка, правоохранительные органы проверили 102 особняка. Только у девяти владельцев документы на дома были в порядке. Остальные строения признали самовольными с последующим сносом.

10 000 шагов по району. Экскурсия по Автовокзалу
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Часть домов и вправду разрушили. Другую — продали. Причем по довольно низкой цене, так как содержание дворцов оказалось слишком затратным. Ромалы покинули поселок.

10 000 шагов по району. Экскурсия по Автовокзалу
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Сейчас все оставшиеся дома ждет снос. На самом деле каждую неделю здесь в среднем исчезает один дом. Скоро весь цыганский поселок навсегда станет историей и будет застроен. Поэтому потратьте пару тысяч шагов, чтобы окунуться в эту уже почти историю. Кстати, там есть кафе с восточной кухней и шашлыками. Например, «Таудо». Загляните при необходимости — там вкусно и безопасно.

Новая жизнь

Адрес: ул. Московская улица, 247а

Локацию, которую называют «Юг-Центр», за улицей Щорса, начали осваивать в 2005 году. До этого на месте, где сейчас новостройки на любой вкус и бюджет, были частные деревянные дома, которые тянулись от улицы Московской до улицы Белинского.

10 000 шагов по району. Экскурсия по Автовокзалу
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Еще раньше по Московской проходила западная граница города. Этот участок улицы Московской жители называли «Амуром». «Здесь, — писал в 1979 году Бажов, — в маленьких домишках… были беспатентные «харчевки» и «необъявленные пристанища». Название «Амур» жители объясняли так: «Бывает, что нужда загонит человека на дальнюю реку Амур, и редко кто домой воротится. Этих тоже нужда загнала в такое место, с которого обратную дорогу не скоро найдешь…»

Если бы кто сказал Павлу Бажову, что через 45 лет Южный район города станет престижным и бурно растущим, он бы, наверное, скептически улыбнулся.

10 000 шагов по району. Экскурсия по Автовокзалу
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Застройка здесь в основном квартальная. Один из самых больших участков осваивает компания «Атлас Девелопмент» с проектом «Парк Столиц». Вместе со сменой внешнего облика района девелопер зарождает здесь новую культуру жизни.

10 000 шагов по району. Экскурсия по Автовокзалу
Фото: Антон Буценко, 66.RU

«Атлас Девелопмент» объявил о запуске своего нового проекта — «Атлас моего города». Это серия бесплатных экскурсий для горожан по двум маршрутам: первый свяжет локации на Ботанике, второй — пройдет по микрорайону Юг-Центр.

Участники экскурсий увидят, где в городе находится дом, который возвели за 72 часа, а также узнают о 40-метровой мачте для дирижаблей, которая была установлена в середине прошлого века.

Основная задача этого проекта, отмечают его авторы, — познакомить участников с развивающимися районами города, научить их читать язык архитектуры и рассказать об истории уральской столицы через призму строительной отрасти.

Кстати, сам «Атлас Девелопмент» строит свои дома по принципу «Жилой экосистемы». Проще говоря, тут и концептуальная архитектура, и пространства для здорового образа жизни, и дворы для каждого, и система «умный дом». И все это под соусом из сервисов для людей и особым вниманием к безопасности.

Например, в «Парке Столиц» будет десять домов, каждый из которых будет носить имя одной из мировых столиц. «Лондон» и «Милан», «Гонконг» и «Токио», «Дубай» и «Барселона» — здесь каждый может выбрать себе новый город и стиль жизни.

Но выбирать что-то одно не обязательно, так как в «Парке Столиц» всегда открыты границы — все дома объединяет и пешеходная галерея с различными заведениями, и просторный двор-парк площадью 2 га с собственным водоемом.

10 000 шагов по району. Экскурсия по Автовокзалу
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Реклама. ООО «Время недвижимости», atlasgroup.su, erid:F7NfYUJCUneLt1SqvBntF7NfYUJCUneLt1SqvBnt

Проектное финансирование жилой экосистемы «Парк столиц» осуществляется АО «Банк ДОМ.РФ».
Застройщик «Парк Столиц 2», секции «Дубай» и «Барселона»: общество с ограниченной ответственностью «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК «АТЛАС ПАРК СТОЛИЦ-2». Проектная декларация представлена на сайте наш.дом.рф.
ИНН: 6671098436, ОГРН: 1196658058552