Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Гламур, винтаж и Том Харди в кожаной куртке. Павел Матяж — о фильме «Байкеры»

24 июня 2024, 14:57
Фото: Павел Матяж для 66.RU
В американских кинотеатрах стартовал рок-н-ролльный летний блокбастер про настоящих байкеров из 1960-х. Российские пираты уже все украли.

Гонзо-журналист Хантер Томпсон начинал свою карьеру с «Ангелов Ада». Его сотрудничество с самым знаменитым байк-клубом в мире не всегда проходило гладко, но опубликованный в 1967 году роман, сделавший Томпсона звездой, сполна компенсировал Хантеру выбитые зубы и изрядно увеличившуюся печень.

Hell's Angels: The Strange and Terrible Saga of the Outlaw Motorcycle Gangs стали феноменом, породили культ и целую армию последователей. Одним из них стал американский фотограф Дэнни Лайон, который выпустил в 1968-м собственное исследование субкультуры байкеров. Только описывал он уже менее одиозный клуб — Chicago Outlaws, и делал упор на фотографии, снабжая портреты героев-мотоциклистов небольшими комментариями.

Гламур, винтаж и Том Харди в кожаной куртке. Павел Матяж — о фильме «Байкеры»
Фото: kinopoisk.ru

Почти 60 лет спустя другой американский энтузиаст, режиссер Джефф Николс так впечатлился работой Лайона, что снял о Chicago Outlaws художественный фильм. С большими голливудскими звездами в главных ролях. Кроме Тома Харди, в куртки байкеров переоделись Остин Батлер («Элвис»), Джоди Комер («Убивая Еву»), Майкл Шеннон («Человек из стали»), Норман Ридус («Ходячие»), Бойд Холбрук («Наркос») и некоторые другие.

Гламур, винтаж и Том Харди в кожаной куртке. Павел Матяж — о фильме «Байкеры»
Фото: kinopoisk.ru

«Байкеров» лучше так и воспринимать — как альбом с винтажными фотографиями, гламурными, слегка выгоревшими, с трогательными ламповыми потертостями. Обильно политый пивом и в значительно меньшей степени — кровью.

Гламур, винтаж и Том Харди в кожаной куртке. Павел Матяж — о фильме «Байкеры»
Фото: kinopoisk.ru

Но голливудское коммерческое кино — не тот жанр, в котором можно обойтись вообще без слов. И поэтому кроме крутого визуала тут есть и мощный рок-н-ролльный саундтрек с хитами шестидесятых, и романтическая история, любовный треугольник. За душу и сердце отчаянного мотоциклиста Бенни, которого играет Батлер, бьются его боевая подруга Кэтти (Джоди Комер) и основатель байк-клуба Джонни в исполнении Тома Харди.

Гламур, винтаж и Том Харди в кожаной куртке. Павел Матяж — о фильме «Байкеры»
Фото: kinopoisk.ru

Иногда Том и Остин сближаются даже сильнее, чем Остин и Джоди. Настолько, что кажется, вот-вот поцелуются. Но нет, конечно. Если в «Байкерах» и есть какая-то гомоэротика, то только на уровне подтекста, как в «Топ-гане». Нужно же как-то объяснить желание всех этих гротескных супермачо проводить все свое время в суровой мужской компании без женщин и детей.

Гламур, винтаж и Том Харди в кожаной куртке. Павел Матяж — о фильме «Байкеры»
Фото: kinopoisk.ru

Тон интервью, которое Кэтти якобы дает якобы журналисту, делает «Байкеров» похожими на «Славных парней» Скорсезе, как если бы прямая речь там была только у Лоррейн Бракко. Зрители видят героев фильма немного со стороны, глазами подруги и жены, которая вроде бы в теме и знает как облупленных всех участников истории. Еще бы — эти брутальные мужики целыми днями пьют пиво у нее в гостиной, пока их грязные байки валяются перед домом, воняя бензином и перегораживая тротуар. Правда, главного про них она все равно понять не может, поскольку сама никогда не летела по трассе за рулем крутого кастомного чоппера под Born to be wild.

Гламур, винтаж и Том Харди в кожаной куртке. Павел Матяж — о фильме «Байкеры»
Фото: kinopoisk.ru

К тому же вымышленный клуб «Вандалы», в который режиссер переименовал Chicago Outlaws, никакая не мафия. Десятилетием позже они начали торговать наркотиками и вроде бы даже казнить конкурентов и отщепенцев, но в 1960-е это была просто толпа незабудочных энтузиастов, больше всего на свете желающих гонять на мотоциклах, собирать мотоциклы и трепаться об этом. Их любимыми фильмами были «Дикарь» и «Беспечный ездок», а вовсе не «Крестный отец» или «Лицо со шрамом».

Гламур, винтаж и Том Харди в кожаной куртке. Павел Матяж — о фильме «Байкеры»
Фото: kinopoisk.ru

Тут не про то, как неплохие, в общем, ребята оказываются в дурной компании. А про то, как эти ребята объединили всех местных раздолбаев, лихачей и пьяниц в одну большую дружную семью и с ужасом наблюдают, как это миролюбивое анархическое сообщество превращается в нацистскую банду.

Гламур, винтаж и Том Харди в кожаной куртке. Павел Матяж — о фильме «Байкеры»
Фото: kinopoisk.ru

То, что могло и, возможно, должно было выглядеть как романтическая идиллическая ода мотоклубам 1960-х, на деле наполнено критикой как самих байкеров, так и того, что из себя представляет их движение. Кто-то из них слишком слаб, кто-то слишком глуп, а кто-то чересчур беспечен, чтобы противостоять переменам в лице байкеров нового поколения, пришедших из молодежных банд или вернувшихся из Вьетнама.

Гламур, винтаж и Том Харди в кожаной куртке. Павел Матяж — о фильме «Байкеры»
Фото: kinopoisk.ru

Это не хипповый «Беспечный ездок», несмотря на то, что действие происходит в те самые шестидесятые, но и не криминальная сага вроде «Сынов анархии». «Байкеры» не дети цветов и не гангстеры на мотоциклах, а простые американские работяги, которые любят возиться с моторами. Но они погибают в борьбе за свободу и свои идеалы. Как герои.

Гламур, винтаж и Том Харди в кожаной куртке. Павел Матяж — о фильме «Байкеры»
Фото: kinopoisk.ru

Впрочем, не все. Байкерское кино довольно предсказуемая штука, очень зависимое от стереотипов и конвенций. Оно предполагает яркую жизнь и быструю смерть на дороге ярости. Но, в отличие от своих кумиров и предшественников, Джефф Николс оставляет кое-кого из персонажей в живых. А эта очередная американская трагедия получает таким образом не хэппи-энд, конечно, но хоть какой-то шанс на него.

Удачного просмотра.

Павел Матяж