Сейчас все изменилось. Для современных детей виртуальные игры стали более увлекательными и захватывающими, чем старые добрые «Казаки-разбойники» или «Светофор». Но может, дело не детях? Давайте честно: нас, взрослых, тоже трудно оторвать от телефона и вывести погулять на улицу, а уж тем более поиграть там в командные игры с правилами. Тем более что и большинство правил мы уже давно забыли.
Сейчас мы это исправим.
«Лапта»
Что нужно: теннисный мяч, бита или лапта
Сколько нужно игроков: от четырех человек
Это игра с многовековой историей — первые упоминания о ней встречаются еще в летописях. Деревянные биты или лапты (от них и произошло название игры, которую также именовали «биткой», «хлопкой», игрой в «беглые») и мячи (внутри мох или конский волос) находили на раскопках в Великом Новгороде, находки датировали XIV веком.
Играл в лапту и Петр Первый, а после революции 1917 года в Красной Армии игру пытались ввести в программу подготовки военнослужащих. Правда, тогда единых правил еще не было. Они появились только в 1950-х годах, когда по всей стране стали создаваться постоянные команды.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Cейчас лапта — это официальный вид спорта в России, действует Федерация русской лапты, существует федеральный стандарт, проводятся официальные соревнования по утвержденным единым правилам.
Правила, кстати, просты. Игровое поле (удобнее всего футбольное) делится на три части: «город», «дом» и центральная зона между ними. Участники разбиваются на две команды: бьющую и нападающую. В идеале, чтобы на поле за каждую команду играли по шесть человек, но если мы говорим про формат игр во дворе, то можно и меньше.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Бьющая команда располагается в «городе», а нападающая — в центральной зоне.
Игрок бьющей команды должен отбить теннисный мяч лаптой (или бейсбольной битой) и пробежать от «города» к «дому» и обратно. При этом участники нападающей команды должны поймать мяч и попытаться попасть им в соперника, пока тот бежит от «дома» к «городу».
Если по бьющему игроку попали мячом, то команды меняются ролями. За удачную пробежку через поле и за пойманный мяч команды получают баллы.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Также в лапте кроме перебежек очки начисляются и за «свечи» (мячи, пойманные еще в воздухе). При этом неважно, где это произошло: в поле, за боковыми линиями, за линией кона или в штрафной зоне. Важно, чтобы мяч не коснулся земли.
Выигрывает команда, заработавшая больше очков.
«Казаки-разбойники»
Что нужно: мелки
Сколько нужно игроков: от шести, но чем больше, тем лучше
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Эта игра появилась в XVI веке, и ее название связано с историческими событиями: в царской России казаки защищали мирных жителей от набегов разбойников.
Несмотря на то, что у игры были разные названия, суть всегда оставалась неизменной: участники делились на две команды, одна из которых пряталась, а другая их искала.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Расскажем о классической версии. Сначала определяется территория игры, например, двор. Затем с помощью жребия игроки делятся на две команды — казаков и разбойников. Чем больше участников, тем лучше, но желательно, чтобы игроков было не меньше шести.
Разбойники загадывают пароль и разбегаются, оставляя за собой след из стрелок, нарисованных мелом каждые 30–40 метров на различных поверхностях. На развилках можно запутывать преследователей, рисуя стрелки в двух направлениях — верном и ложном.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Казаки в это время готовят темницу для пленников — место, которое пойманные разбойники не имеют права покидать. Примерно через десять минут после начала игры казаки начинают охоту. Чтобы поймать разбойника, казак должен дотронуться до него и сказать: «Красная печать, никому не убегать!» Пойманный разбойник отправляется в темницу.
Разбойники могут освобождать друг друга из темницы, дотрагиваясь рукой и говоря: «Зеленая печать, можно убегать». Но именно в этот момент они сами могут оказаться пойманными.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Когда все разбойники оказываются в темнице, казаки начинают «пытки» (чаще всего щекочут), чтобы узнать пароль. Разбойники могут назвать любой пароль, но если казаки угадывают, правильный он или ложный, то победа остается за ними. Если нет — побеждают разбойники и захватывают штаб.
«Чика» или «Фишки»
Что нужно: монетки или фишки с битой
Сколько нужно игроков: от двух человек
Во второй половине XX века в Советском Союзе в каждом дворе играли в «Чику», воспетую Валентином Распутиным в повести «Уроки французского». На земле чертили кон — линию, на которую столбиком выкладывали монетки игроков. В нескольких метрах от нее проводили вторую линию, от которой игроки по очереди метали свои биты в сторону кона. Тот, чья бита оказывалась ближе, начинал первым.
Задача заключалась в том, чтобы ударом по столбику перевернуть хотя бы одну монету орлом вверх. Перевернутые монетки доставались игроку, ударившему по ним, а право бить переходило к следующему по близости броска биты игроку.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
В конце 90-х игра получила новое дыхание в России. Правда, монеты сменили фишки. Сначала их можно было купить только в комплекте с жевательными резинками, а уже через пару лет стали продавать наборы от 10 до 50 штук. Самые популярные фишки были из серий Pokemon и Mortal Kombat. Но особенно ценились те, на которых была голография или блестки.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Правила остались прежними: игрок забирал те фишки, которые переворачивались лицевой стороной после удара битой. Победителем становился тот, кто собрал больше фишек. Но, в отличие от советской игры, владельцы фишек забирали их себе обратно.
«Квадрат»
Что нужно: мел и футбольный мяч
Сколько нужно игроков: четыре
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
В советское время, когда футбол был игрой номер один, в разгар летних каникул часто возникала проблема собрать полноценную команду. Дети уезжали с родителями на море, отправлялись к бабушкам или в лагеря. В такие моменты на дворовой сцене появлялся «Квадрат».
Для игры нужна площадка размером около 10×10 м, разделенная на четыре равных сектора двумя пересекающимися линиями, с небольшим кругом в центре. Каждый квадрат занимает один участник — то есть играть можно только вчетвером.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Перед началом игры участники договариваются о количестве очков, которое будет у каждого игрока. Игра начинается с броска мяча в центральный круг. После отскока игрок в квадрате напротив отбивает мяч любому из соседей. Принимающий подачу может позволить мячу удариться о его квадрат, но только один раз, и переправить его любой (кроме рук) частью тела на квадрат другого соперника.
Игрок теряет очко, если мяч, касаясь его квадрата, вылетает за пределы площадки. Если мяч уходит за границы площадки, не касаясь квадрата, штраф получает ударивший.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Штрафные очки также начисляются, если мяч дважды ударился о квадрат игрока без касания другого квадрата или если игрок использовал руку.
Первый игрок, потерявший все очки, покидает площадку.
«Резиночки»
Что нужно: бельевая резинка
Сколько нужно игроков: можно и одному
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Игра, известная как «Резиночки», по одной из версий, зародилась в Китае в VII веке, а затем распространилась по Юго-Восточной Азии и Европе. В СССР она появилась в 60-х благодаря международному лагерю «Артек», ставшему символом пионерской организации страны. Именно там чешские пионеры познакомили советских детей с этой игрой, которую сначала называли «чешские прыгалки», а потом просто «резиночки».
Однако в те годы существовала проблема с дефицитом бельевых резинок. Далеко не каждая девочка могла похвастаться этим сокровищем, поэтому обладательницы инвентаря для этой игры пользовались авторитетом.
Игра в «резиночки» считалась преимущественно девичьей, хотя мальчишки часто наблюдали за процессом и иногда подшучивали. Правила просты. Два человека стоят напротив друг друга на расстоянии около 1,5 м, натягивая резинку на уровне лодыжек. Третий игрок прыгает через резинку, выполняя различные элементы, которые усложняются с каждым этапом.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Высота резинки меняется: сначала на уровне щиколоток, затем середины икр, коленей и бедер. Если прыгающий задевает резинку или выполняет прыжок неправильно — ход переходит к другому игроку.
Кто не совершит ошибок и выполнит все элементы, проходит на последний и самый сложный уровень, когда резинка натягивается на уровне талии.
Реклама. АО «Специализированный застройщик «ЛСР. Недвижимость. Урал», lsr.ru, erid:F7NfYUJCUneLsWg61H5Y |