Противостояние между людьми и разумными приматами являлось основой сюжета всех предыдущих частей «Планеты обезьян». И в оригинальной пенталогии, и в обеих перезагрузках, последовавших в 2001-м и 2011-м. С переменным успехом люди и обезьяны из тех фильмов убивали друг друга, ловили сетями, садили в клетки, допрашивали, пытали и ставили злодейские эксперименты. Новая серия отличается от всех предыдущих тем, что разумных людей, с которыми можно было бы всерьез враждовать, в ней практически не осталось.
Через 300 лет после «Планеты обезьян: Война» главный герой предыдущих серий Цезарь превратился в мифологическую фигуру, персонажа сказок и легенд. Потомки мутировавших приматов не изобрели свою письменность и не смогли освоить человеческую, так что предания о Цезаре передаются из уст в уста, все больше и больше искажаясь с каждым следующим поколением.
Племя шимпанзе, к которому принадлежит молодой охотник Ной, вообще ничего не знает о Цезаре. Это никому из них не нужно. Они живут в гармонии с природой на двух старых вышках ЛЭП, полностью покрытых зеленью, не подозревая о происхождении и назначении этих сооружений. Однако позабытое прошлое, война и Цезарь вскоре напоминают миролюбивым мартышкам о себе.
Гармонию разрушает набег агрессивных соседей в масках. С боевым кличем «За Цезаря» вооруженные шокерами и ножами гориллы и бонобо убивают шимпанзе и поджигают вышки. Выживших угоняют в рабство.
Уцелевший в суматохе Ной отправляется по следу нападавших через лежащие в руинах бывшие Соединенные Штаты. В дороге он встречает старого орангутанга и одичавшую человеческую женщину (Фрейя Аллан — Цири из «Ведьмака»). Орангутанг рассказывает Ною историю освобождения обезьян, а одичавшая женщина оказывается намного умнее, чем кажется.
Преодолевая разнообразные препятствия и трудности, разношерстная компания добирается до рабовладельческого города-государства, где правит обезьяний царь Цезарь Проксимус. С помощью пленного ученого (Уильям Х. Мэйси — «Фарго», «Магнолия», «Парк юрского периода-3») тот изучает человеческую историю и решает устроить соседним кланам приматов «собирание земель». Но главная опасность для Ноя и его племени скрыта в старом военном бункере, наполненном оружием и боеприпасами, который Проксимус и его гориллы пытаются открыть.
Новая серия, появившаяся в кинотеатрах через семь лет после завершения трилогии Руперта Уайатта / Мэтта Ривза, не только самая обезьяноцентричная, но и самая хипповая из всех частей франшизы, включая даже первую «Планету обезьян», снятую в 1968 году во время великой кислотной волны.
Кадр из фильма «Планета обезьян», режиссер Франклин Шеффнер, 1968 год, США |
Положительные герои проповедуют пацифизм, непротивление злу насилием и мечтают только о том, чтобы жить в единении с природой. Отрицательных сложно воспринимать всерьез. Искалеченный людскими экспериментами Коба из «Революции», напоминающий Сталина не только партийной кличкой, выглядел значительно более устрашающим антагонистом, чем придурковатый диктатор Проксимус из «Нового царства». Тщеславный самодержец присвоил себе имя Цезаря, но он не более чем карикатура на него.
Режиссер Уэс Болл, известный зрителям по подростковой постапокалиптической трилогии «Бегущий в лабиринте», и крутой голливудский сценарист Джош Фридман, писавший сценарии для Спилберга, Кэмерона и Брайана де Пальмы, начинают свою собственную часть франшизы в отрыве от предыдущих. Все герои и события предыдущих серий остались в далеком прошлом. Создатели слегка намекают поклонникам на то, что они по-прежнему находятся в рамках знакомой вселенной несколькими пасхалками, но используют их только в качестве фона. На историю эти отсылки не влияют. Ной, Проксимус и все прочие — совершенно новые персонажи, никак не связанные с предыдущими сериями.
Столкновение разных культур и биологических видов, которое двигало сюжет предыдущих фильмов, сошло на нет. Лихих полевых командиров или великих лидеров в исполнении звезд Голливуда первой величины тоже не осталось. Ставки в «Новом царстве» относительно невысоки: здесь речь не идет о существовании цивилизации, будущем вида, судьбе планеты. Все уже произошло, человечество пало, ржавые каркасы небоскребов и авианосцев полностью скрыты листвой, и в них почти не угадывается их былое величие и великолепие. В жанровом смысле это чистая постапокалиптика — «поражающие факторы», уничтожившие человечество, уже перестали действовать, после гибели цивилизации наступил период дикости.
События самого первого фильма, в котором американские космонавты возвращаются на Землю через много лет и находят там планету обезьян, вроде бы стали чуть ближе. Однако «Новое царство» все еще приквел по отношению к оригинальным пяти фильмам 1960-х—1970-х.
За временной скачок продолжительностью в 300 лет обезьяны не особенно продвинулись. Верховую езду худо-бедно освоили, но вот, например, колесо до сих пор не изобрели. Чтобы достичь уровня, описанного в «Планете обезьян» 1968-го — прогрессивной науки, сложных политических институтов и огнестрельного оружия, — мартышкам Уэса Болла понадобится не один и не два фильма. Такими темпами им и сериала не хватит. Может быть, они вообще не собираются возвращаться к тому сюжету?
Так или иначе, самая преуспевающая из постапокалиптических франшиз современности обзавелась десятой серией. Клиффхэнгеры и чеховские ружья, подвешенные сценаристами тут и там на стенах обезьяньего царства, дают поклонникам «Планеты» надежду на продолжение. А 55 миллионов долларов, собранные «Новым царством» в свой первый уик-энд в американских кинотеатрах, превращают эту надежду в обещание.
Удачного просмотра.