После провала «Лиги справедливости» знаменитый голливудский визионер Зак Снайдер завязал с супергероикой и вообще с кино. Однако в начале 2020-х вернулся в профессию, заключив контракт с Netflix. Причем возвращение это состоялось в несколько неожиданном для многих расширенном формате. Если раньше Зак фокусировался на режиссуре, предпочитая работать на чужом материале («300», «Хранители», «Человек из стали», «Бэтмен против Супермена»), то обновленный Снайдер выступает уже как полноценный автор — сам пишет историю, продюсирует, режиссирует и даже оперирует сам (в смысле операторствует).
Первым его авторским проектом в новой коллаборации c Netflix стала «Армия мертвых» — зомби-хоррор с серьезным замахом на долгоиграющую франшизу, множественные продолжения, сиквелы, приквелы, спин-оффы, сериалы и все такое прочее. Но не пошло. Критики были к новому проекту безжалостны. Да и простые богобоязненные потребители стримингового контента не торопились голосовать миллионами просмотров.
Кадр из фильма «Армия мертвецов», режиссер Зак Снайдер, США, 2021 год |
Однако Снайдер не привык сдаваться и отступать. Он предложил Netflix еще более крутую штуку. Можно сказать, проект мечты. Свои собственные Starwars. Еще одну историю о гражданской войне между зловещей межгалактической империей и горсткой оппозиционеров-повстанцев, густо замешанную на дзидайгэки и вестернах. С рыцарями, принцессами, ковбоями и самураями.
Первая часть амбициозной мегафраншизы вышла на Netflix полгода назад, в декабре 2023-го. Для удобства пользователей в первые пять минут фильма невидимый рассказчик, говорящий голосом Энтони Хопкинса, дает краткое содержание предыдущей серии, даже несмотря на то, что сюжет этот знаком всем и каждому, как молоко матери.
Беглая имперская военачальница скрывается от бывших сослуживцев под именем Кора в глухой провинции. Но когда в отдаленную деревню является отряд имперских десантников с намерением устроить космическим фермерам продразверстку и голодомор, вынуждена действовать. Применяя свои смертоносные навыки стрельбы и какое-то научно-фантастическое кунг-фу, она убивает десантников и улетает в космос, чтобы найти там защитников для деревни. Весь фильм Кора путешествует с планеты на планету в поисках союзников. Зловещая империя в свою очередь копит силы, чтобы в следующей серии прижать-таки к ногтю зарвавшихся колхозников.
Первую часть космооперы Снайдера обвиняли в масштабных заимствованиях у Лукаса и Куросавы. И, разумеется, за дело. В смысле сюжета это была практически калька с «Семи самураев». Только злодеями Снайдер сделал не каких-то банальных бандитов с большой дороги, а могущественную галактическую империю. Тоже, правда, довольно банальную. Форма космических фашистов копировала форму фашистов немецких, а их космические корабли можно было встретить в половине научно-фантастических фильмов и компьютерных игр нулевых. И в самих «Звездных войнах» в первую очередь.
Некоторые надежды на то, что в продолжении Снайдер вырулит на какую-то менее избитую территорию, не оправдались. «Мятежная луна-2» еще более предсказума, чем первая. Если в первой части постановщик и его дизайнеры хотя бы старались поразить зрителя размахом, демонстрируя разнообразные космические локации, несколько разных планет с городами, ландшафтами, интерьерами и колоритным туземным населением, то вторая серия копирует сюжет второй половины «Семи самураев». А значит, больше никакой космической экзотики — самураи уже собрались в деревне и просто отражают атаки имперских штурмовиков, окопавшись среди ветхих избушек.
Ну и ладно бы это были какие-нибудь креативные избушки. Фермерствовать в далеком космосе можно по-разному. Телесериалы «Любовь, смерть и роботы», «Воспитанные волками», «Основание», «Электрические сны Филипа Дика» или «Черное зеркало» показали своим зрителям множество разнообразных вариаций организации сельхоз-поселения будущего.
На этом фоне краснознаменный колхоз имени Зака Снайдера выглядит весьма консервативно. Местные крестьяне щеголяют в соломенных шляпах, холщовых рубашках и широких штанах на подтяжках. Не космические землепашцы из далекого будущего, а какие-то хоббиты. Даже российская «Кибердеревня», построенная в миллион раз дешевле, выглядела поинтереснее.
Единственное, что в «Мятежной луне» действительно оригинально, здорово придумано и реализовано, — это дизайн главных героев. Злодейский адмирал Аттикус (Эд Скрейн), красотка Кора (София Бутелла), генерал Титус (Джимон Хонсу), кибернетическая джедайка Немезида с двумя световыми мечами (Пэ Дуна), местная Фуриоса (Элис Даффи) и Стаз Нэйр, изображающий какого-то Тарзана из далекой-далекой галактики, выглядят космически круто. Но ровно до тех пор, пока не заговорят или не начнут что-то делать.
Большинство диалогов клишировано, насколько это вообще возможно. Герои разговаривают, как роботы, каким-то скриптами. Но при этом каждое мельчайшее, элементарное действие, которое они пытаются организовать, будь то уборка пшеницы или стрельба по мишеням, превращены режиссурой Снайдера в событие межгалактического масштаба. Крестьяне и крестьянки, сложенные как боги, снятые с мощнейших ракурсов и в слоу-мо, 15 минут косят траву и молотят зерно под невероятно бравурные духовые и струнные. Просто сельскохозяйственное порно какое-то.
С началом войны ситуация не особо меняется. Да и с чего бы? Примерно в том же темпе, под похожую музыку герои нечеловечески круто бегут в атаку. Снайдер как будто снимает фотопроект для давно несуществующего гламурного журнала или музыкальный клип для группы Space. В угоду красоте картинки игнорируется вообще все остальное. Хорошие парни и девушки используют тут в бою с бронированной пехотой, вооруженной лазерными пулеметами, какой-то агротехнический инвентарь: вилы, топоры и прочее. Так фактурнее.
Впрочем, дело не только в этих деталях. Абсурдность происходящего поражает на уровне идеи. В «Семи самураях» семь очень небогатых, а в половине случаев буквально голодающих, разорившихся аристократов помогали беднякам из удаленной деревни спасти свои посевы риса от банды оборванцев. Для всех действующих персонажей из средневековой Японии ставка в виде нескольких мешков риса выглядела вполне убедительно. Куросава множество раз демонстрировал в кадре царящую вокруг нищету и голод.
Кадр из фильма «Семь самураев», режиссер Акира Куросава, Япония, 1954 год |
В знаменитом американском ремейке «Великолепная семерка» семеро ковбоев уже не так охотно соглашаются рисковать жизнью за миску кукурузной каши. Но сценаристы придумали им разную мотивацию: кто-то из стрелков действительно бедствовал, кто-то не знал, чем себя занять, кто-то считал противостояние с бандой мексиканских бандитос крутым испытанием своих способностей, а кто-то просто не мог поверить, что в основе конфликта лежат несколько мешков с зерном, и до конца фильма искал спрятанное в деревне золото, серебряные рудники или алмазные копи, надежно укрытые в горах.
Кадр из фильма «Великолепная семерка», режиссер Джон Стерджес, США, 1960 год |
Снайдеру безынтересна вся эта суета, ставки какие-то, мотивации. Повод для драки в «Мятежной луне» точно такой же, как в 1954 году у Куросавы (и с юбилеем вас, кстати говоря, Акира-сенсей). Гигантский космический «дредноут», гордость имперского флота во главе с адмиралом, тысячи солдат, каких-то космотанков и истребителей с одной стороны и семеро межгалактических супергероев с другой враждуют за пару десятков мешков пшеницы. На полном серьезе и максимальном пафосе, в бесконечном слоу мо, под духовой оркестр и цитаты из Библии. Продолжается это четыре часа. А чтобы запечатлеть эпическую битву за урожай, корпорация Netflix потратила 300 миллионов долларов (без затрат на продвижение).
Чувство юмора никогда не значилось в числе достоинств Зака Снайдера. С самого «Рассвета мертвецов» двадцатилетней давности его фильмы отличали основательность и суровость. И похоже, что, снимая свою версию «Звездных войн», Зак так и не смог уловить главное в космической саге Лукаса. Это же детский фильм, сказка.
Формально фильм Снайдера так же маркирован как PG-13 (по-нашему 12+). Но детским его назвать не получается. Он просто зверски серьезный. Самое смешное, что взрослым его тоже не назовешь, слишком уж там все примитивно и односложно. Даже если сравнивать со «Звездным войнами». Впрочем, все это было понятно и после первой части. Вторая лишь усугубила ситуацию. Это настоящий позор и полное фиаско.
Единственное, что сегодня по-настоящему удивляет, так это невозмутимость студии Netflix и самого великого визионера. Несмотря на разгромнейшую критику и 15% свежести на Rotten Tomatoes, Снайдер и топ-менеджеры стриминг-гиганта на всех пресс-конференциях заявляют о «Мятежной луне» не как о своем главном провале, а как о громком достижении. И продолжают строить планы его продолжения. Не могут определиться только, четыре фильма сделать или шесть. Вот уж кому оптимизма не занимать.
Удачного просмотра.