Хопкинс играет благородных старцев уже 30 лет. Он искал замену своему одряхлевшему телу в «Корпорации «Бессмертие» 1992 года, умирал от сердечного приступа в «Знакомьтесь, Джо Блэк» в 1998-м, страдал от всевозможных старческих недугов в «Самом быстром Индиане» 2005-го. А ведь в 2005-м ему было только слегка за 60.
Сегодня Хопкинсу 86. Фрейд не дожил до этих лет. Правда, всего три года. Возраст теперешнего экранного альтер-эго главного английского дедушки почти совпадает с его биологическим.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Но, в отличие от старого Энтони, который вселяет оптимизм в своих поклонников отменным здоровьем, незамутненностью сознания и бодростью духа, Фрейд в его годы умирал от рака гортани, мучился страшными болями и истекал кровью прямо на глазах своих перепуганных визитеров. Сюжет фильма посвящен одному из таких визитов, состоявшемуся 3 сентября 1939 года, за 20 дней до самоубийства отца психоанализа.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Дело было в Лондоне на третий день Второй мировой. За год до этого Фрейд с семьей бежал из Австрии, потому что к власти там пришли нацисты. Теперь они добрались до него и в Англии — Чемберлен и Георг VI объявляют по радио войну Германии, на улице воет сирена, над городом кружат бомбардировщики люфтваффе. Несчастный профессор в ужасе.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
В такой час впору звать священника. Проблема только в том, что Фрейд не верит в бога. Всю свою жизнь просвещенный мыслитель не упускал возможности посмеяться над наивными простаками с их верой в невидимого небесного помощника. Едва ли он смог придумать психоанализ, если бы следовал их примеру.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Но бог все же является великому ученому. Просто в несколько эксцентричном обличии. Не человека в черной сутане, а оксфордского преподавателя, одетого как денди с интеллигентным лицом Мэттью Гуда («Хранители», «Матч-пойнт», «Игра в имитацию»).
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Профессор английской литературы Льюис (это он 20 лет спустя напишет «Хроники Нарнии») также всю жизнь был убежденным материалистом. Но оказался на Первой мировой. Ну а поскольку, как сказал поэт, «не бывает атеистов в окопах под огнем», Льюис вернулся с войны с мощнейшим посттравматическим синдромом и истовой верой в доброго плотника из Назарета.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Кроме двух профессоров, молодого и старого, в фильме почти нет персонажей со словами. Где-то на периферии маячит дочь Фрейда Анна и пара лондонских врачей, но все их совместные усилия связаны в основном с поиском морфия для умирающего старого австрийца.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Это в основном диалог. Снятый в основном в одной комнате, которую остроумный психоаналитик называет свой пещерой. Говорят о литературе, политике, медицине, музыке, мифологии, сексе. Но в основном все же о религии. Солирует, понятное дело, сэр Энтони. Хотя и мистер Гуд дает пару раз заслуженному артисту достойный отпор.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Таких камерных фильмов снято немало. В некоторых из них даже снимался Энтони Хопкинс. Иногда они сняты по мотивам пьес, как «По Фрейду», иногда нет. Иногда они затрагивают вопросы религии, как «Два папы», иногда нет. Но в целом все они похожи неторопливым размеренным темпом, лаконичной работой режиссера и оператора и мощными актерскими выступлениями.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Кадр из фильма «Два папы», режиссер Фернанду Мейреллиш, 2019 год, США |
Как, например, небезызвестный «Вечерний экспресс «Сансет Лимитед» Томми Ли Джонса, с ним самим и Сэмюэлем Л. Джексоном в главных ролях. Два великих американских актера, черный и белый, там тоже поспорили о боге. Один из них так же подумывал о суициде, другой так же вознамерился его спасти. Так что «По Фрейду», с некоторыми оговорками, можно даже воспринимать как британский ремейк «Сансет Лимитед». Или, может, это такой диалог через океан?
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Кадр из фильма «Вечерний экспресс «Сансет Лимитед», режиссер Томми Ли Джонс, 2010 год, США |
В чем-то фильм Брауна жестче модернистского эксперимента Томми Ли Джонса. И, конечно, выглядит намного злободневнее за счет антуража и общей атмосферы тревожного ожидания новой мировой войны, которую режиссер нагнетает старательно и весьма эффективно. Но в чем-то он и более жизнеутверждающий. Ведь если тогда перед лицом смертельной болезни и немецких бомбардировщиков два непримиримых противника пришли-таки к компромиссу, может быть, и сегодня получится.
Удачного просмотра.