Мелкий нью-йоркский жулик, придуманный писательницей Патрицией Хайсмит в 1955-м, на излете эпохи нуара, воспринимался как интересный вызов многими американскими и европейскими киноактерами. В разные годы его играли Ален Делон, Джон Малкович, Деннис Хоппер, Барри Пэппер и Иен Харт. Самым популярным на сегодняшний день Томом Рипли считается Мэтт Деймон из фильма Энтони Мингеллы 1999 года.
Впрочем, по нынешним темпам развития кино и телевидения 1999-й — это уже седая древность. Сиквелы, приквелы и ремейки разнообразной классики выходят на экраны чуть ли не каждую неделю. Даже странно, что плутовской роман Хайсмит не интересовал продюсеров столько времени.
Тем более что романов этих у нее не один, а целых пять. По замыслу авторки приключения мистера Рипли не закончились аферой с семейством Гринлиф. Патриция описывала жизнь популярного антигероя без малого сорок лет и под конец так срослась со своим персонажем, что подписывала именем Тома Рипли личные письма.
Сценарист, режиссер и продюсер новой экранизации «Талантливого мистера Рипли» Стивен Заиллян («Список Шиндлера», «Пробуждение», «Банды Нью-Йорка», «Человек, который изменил все») использовал эту эксцентрическую деталь в своем шоу. Фредди Майлза, которого в экранизации Мингеллы изображал Филип Сеймур Хоффман, здесь сыграла британская музыкантка Элиот Самнер.
Экранизация Заилляна получилась нетрадиционной и во многих других деталях. Соавтор Спилберга и Скорсезе перенес действие в 1960-е и пригласил Роберта Элсвита, постоянного оператора Пола Томаса Андерсона и лауреата премии «Оскар» за «Нефть». А тот, в свою очередь, снял сериал на черно-белую пленку, как уже делал в стильной политической драме Джорджа Клуни «Доброй ночи и удачи», и подарил зрителям восемь часов идеальных кадров умопомрачительной красоты, любой из которых можно смело вставлять в рамку и продавать на аукционе за миллионы.
Однако главным достоинством «Рипли» стал ирландский актер Эндрю Скотт. Джим Мориарти из великого сериала BBC «Шерлок», возможно, подходит на роль мастера перевоплощения Тома Рипли больше, чем кто-то другой. В его теле пронырливый нью-йоркский авантюрист выглядит по-настоящему жутко.
Ради Скотта, которому уже 47, пришлось постареть и остальным героям трагедии. Роль Дики Гринлифа получил британский музыкант Джонни Флинн, а в Мардж, которую когда-то играла юная Гвинет Пэлтроу, перевоплотилась Дакота Фэннинг. Большинству прожигателей жизни из нового «Рипли» уже под сорок. Их праздник жизни явно затянулся. Он тяготит и утомляет великовозрастных бонвиванов и светских львиц. История о золотой молодежи, отрывающейся на папины с мамой денежки в роскошных гостиницах, яхтах и ресторанах, стала намного менее расслабленной и гламурной. Но благодаря расширенному хронометражу — намного более детализированной.
Разные чисто визуальные красивости, когда камера просто разглядывает какой-нибудь пейзаж, фокусируется на интерьере древней церкви или картине Караваджо, занимают множество минут, которые складываются в часы.
Хотя большую часть этих экранных часов все-таки получает главный герой. Зритель видит жалкую жизнь Тома Рипли во всех непривлекательных подробностях и может наконец разобрать хрестоматийные аферы, мошенничества и убийства во всех нюансах.
Похоже, черно-белое изображение было выбрано оператором не только чтобы цитировать мастеров итальянского неореализма и демонстрировать природное и архитектурное великолепие Пиренейского полуострова, но и для того, чтобы сделать картинку более резкой и контрастной. Как полицейскую хронику. А льющаяся кровь, превращенная в оттенки серого, уже не производит такого отталкивающего впечатления.
С критикой капитализма, в которой традиционно обвиняют и романы Хайсмит, и их экранизации, произошло нечто похожее. В версии Мингеллы малыш Том Рипли, настрадавшийся в голодном и жестоком Нью-Йорке от разных несправедливостей, попадает под нескромное обаяние буржуазии скорее по неопытности. И если бы не промышленник Гринлиф и его безбашенный наследник, Рипли, вполне возможно, сумел бы сохранить душу и прожить скромную достойную жизнь в какой-нибудь глуши.
Заиллян подошел к роману и персонажам с совершенно другой оптикой. Скучающие аристократы попадают тут в лапы к прожженному аферисту, холодному и бесчувственному, как какая-то инопланетная рептилия. Никакой души у него нет и никогда не было, а гламурные подонки, лениво наблюдающие за ним с высоты своего положения в обществе, просто не понимают, с кем связались.
Взяв на роль Рипли актера с такой яркой отрицательной харизмой, словно созданного играть безумных социопатов, Заиллян лишает трактовку романа его былой двойственности и сполна реабилитирует семейство Гринлиф за снобизм и невоздержанный образ жизни.
Что поделать? То, что 70 лет назад было не так однозначно, в эпоху #metoo лишено каких-то полутонов и оттенков. С точки зрения сегодняшней морали в абьюзе всегда виноват абьюзер. Особенно если его играет Джим Мориарти.
Удачного просмотра.