… 1612 год. Смутное время. Эпоха, высеченная в камне Иваном Мартосом и воспетая Кипеловым (и Мавриным). Молодое Московское царство (Московия) борется с полномасштабным вторжением поляков с целью демосковификации. Гражданин Минин и князь Пожарский решительно этому сопротивляются. Молодой боярин Милославский (протагонист игры) им в этом категорически помогает.
Такова завязка игры. Дальше с момента анонса есть две полярные точки зрения:
Истина не где-то рядом, она вообще далеко. Но для этого надо выйти с обывательских позиций и понять некоторые детали.
Бюджет разработки «Смуты», по открытым данным, составил 490 000 000 ₽ без учета маркетинга. Основную сумму дал «Институт развития интернета», то есть деньги — бюджетные, наши с вами налоги. Отсюда в Сети очень много недовольства на всех этапах создания проекта. Но давайте посмотрим на это в контексте мировой индустрии и через оптику рыночных цен.
Фото: скрины 66.RU |
---|
«Золотая рожь, да кудрявый лен… Я влюблен в тебя, Россия, влюблен» © |
490 000 000 ₽ — это $5 млн в сегодняшних деньгах и чуть больше $8 млн в деньгах 2022-го, когда проект был широко и громко анонсирован.
Для сравнения:
«Смута» обошлась в $5–8 млн, что
Понимаете, к чему веду? За те деньги, что потратили на «Смуту», даже в Восточной Европе вам нарисуют один мультик. Минуты на полторы. А тут — целая игра с механиками, сюжетом и какими-никакими амбициями.
Фото: скрины 66.RU |
---|
Какой-такой «Ведьмак 3»?.. |
Плюс, посмотрите на стоимость. За игру в VK Play просят 1600 ₽, то есть $17. А теперь посмотрите, что за $17 можно купить в Steam / Microsoft Store / PS Store. «Лопни шарик» там можно купить за $17. И логическую шараду «Три-в-ряд». Цены на приличные игры — это давно $50–60.
Итак, теперь, зная контекст (инди-игра) и глядя через правильную оптику (инди-игра за $17), мы можем спокойно говорить о «Смуте» как взрослые образованные люди.
Демоверсия под названием «Смутное время» выполнена в стиле интерактивной энциклопедии последних частей Assasin's Creed: нас запускают в детально воссозданную Москву XVII века, по которой можно ходить и узнавать исторические факты. Периодически в кадре возникает блогер Клим Жуков с «Разговорами о важном». Последнее должно (бы) подчеркнуть глубину исторической проработки, погружения в детали и фактуру. Получается очень хорошо: «Мостовые на Руси, — вещает голос за кадром, — строили из дерева». И припечатывает Фактурой: «Дома в Москве тех лет — тоже. Каменные палаты могли себе позволить немногие». Я намедни купил ребенку иллюстрированную энциклопедию («3+») про Византию — там уровень проработки фактуры ничуть не хуже.
Фото: скрины 66.RU |
---|
Какой-такой Хичкок?.. |
Когда из кадра уходит блогер Жуков, нам дают походить по Белокаменной. Правда, не везде. Более того, это «не везде» очень многих отвратит от покупки полной версии в принципе. Просто посмотрите этот ролик — в нем вообще вся суть демки.
Дрянная оптимизация, лаги, «невидимые стены», пустой «открытый мир» — плохо натурально все, включая скомороха, который играет на невидимых гуслях. Последний раз так плохо было в 1994-м в рекламе с песней Кая Метова, только там музыкант играл на неподключенной электрогитаре. И на концерте Елены Ваенги, где на гитаре (акустической) играл соло (электрическое) случайный мужик.
Фото: скрины 66.RU |
---|
В общем, если после демки вы воскликнули «… убогая поделка, распил, никчемность!», вам резонно могут ответить «… вы просто ненавидите все русское!!!1».
И вы все будете неправы.
Это очень трудно объяснить, но…
Да, там плохо все.
Во-первых, «Смута», с одной стороны, выглядит как все другие игры на условно-бесплатном движке Unreal Engine. А на нем любой дурак может сделать что угодно.
Фото: скрины 66.RU |
---|
Во-вторых. При всем при том там очень плохо с оптимизацией. Графическая часть очень не докручена, не отполирована — в итоге возможности движка не раскрыты, скриншоты в статье сделаны на почти максимальных настройках, но без «трассировки лучей». И так игра выглядит весьма убого — так убого не выглядят все остальные проекты на Unreal Engine последних лет, запущенные на этом же «железе». А ведь я на нем и сам Unreal Engine запускаю и делаю в нем всякие опыты (см. «Любой дурак»).
Фото: скрины 66.RU |
---|
«Горели замки, что на Истре, горели медленно, назло…» © |
В-третьих, там убогий геймплей. Очень поверхностная боевка, очень опростанный открытый мир, очень неглубокие диалоги. Даже германская «Готика» начала «нулевых» при примерно схожих вводных была лучше и состарилась куда интереснее.
Анимации верховой езды — боль. Анимации протагониста в диалогах — взяты из стоковых с сайта Mixamo. Квесты — уровня «Дай-подай». Сюжет — плохой фанфик, куда хуже текстов «Смутного времени» Кипелова и Маврина (их писала талантливейшая Маргарита Анатольевна Пушкина).
Очень плохо, сыро, не доработано в этой игре буквально все. Но, знаете, есть в «Смуте» и свое очарование, сильные стороны и журчащие вайбы. Понять те вайбы смогут только детишки, выросшие где-то между Костромой и Вичугой. Вот эти, знаете (уверен — нет) — долы. Это разноцветье трав, которое в Центральной России совершенно не такое, как в Башкирии или на Среднем Урале. Это сочетание хвойных и лиственных. Это деревянное зодчество, эти срубы, эти помостки…
Фото: скрины 66.RU |
---|
У игры на удивление очень хорошо с арт-дирекшеном и всем художеством вообще. Там идеально воссоздана моя, золотокольцовская, Русь-Русюшка. Я вижу, что за визуальную часть отвечали люди, которые очень хорошо понимают, что такое Суздаль, как выглядит Ярославль и чем славен Владимир-на-Клязьме. И они с нежностью и любовью воссоздали Нижний Новгород — город, больше которого я люблю разве что Прагу.
Только за возможность побродить по красиво воссозданному Нижнему я отдам создателям $17 — и пусть они даже их потом распилят. Не жалко. В сегодняшних деньгах — это всего 8 шаурм (шаурмов? шаурмей?) — пару дней можно и поголодать, оно даже для фигуры полезно. Но тогда и игру следовало бы позиционировать не как игру, а как детально и бережно воссозданный виртуальный тур по Золотому кольцу. Что до амбиций и хайпа проекта как игры… Ну, «Смута» достойна занять место среди других громких инди-проектов вроде «Русы против Ящеров» и «Старославянский зажим яйцами».
А большего ждать от нее не надо.
Фото: скрины 66.RU |
---|