Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Сарик Андреасян замахнулся на Пушкина, Наше Всё ловко увернулся. Мнение об экранизации «Онегина»

10 марта 2024, 11:53
Сарик Андреасян замахнулся на Пушкина, Наше Всё ловко увернулся. Мнение об экранизации «Онегина»
Фото: фирмы-производителя
Плодовитый режиссер, автор нетленной «Мафии» и «Защитников», в российском кинематографе имеет славу «Мидаса наоборот»: чего бы ни касался мифический царь — все превращал в золото, Сарик — в навоз. Кирилл Зайцев за вас и за свои кровные деньги посмотрел его новый опус. Хорошо, что это всего лишь 390 рублей на ветер.

Да, такие люди существуют: я за живые деньги по доброй воле сходил на Сарика. И вот уже рука тянется к перу, перо — к бумаге…

И сразу ступор. Живи Александр Пушкин в наши дни, нам бы пришлось напротив его имени ставить «звездочку» и делать приписки:

  • * признан теми-то — тем-то
  • ** внесен такими-то в такой-то список

Времена сейчас либеральные, не то что при Николаях-Александрах: никого не держат. Так что обитал бы Александр Пушкин в наше время где-то не здесь: в Тифлисе, Белграде или даже Лондоне с другими живыми классиками. Потому что — ну клейма же негде ставить.

Иноагент? Безусловно. Ранний этап творчества — под явным иностранным влиянием некоего Байрона.

Патриот в государственном смысле? Увольте, наоборот: отщепенец, вражина, хрюкающий подсвинок с ядовитой слюной на подбородке. «Обломки самовластья» говорят сами за себя. Два века спустя песня панк-ансамбля с почти дословной цитатой из Пушкина попала в список нехороших материалов.

Сарик Андреасян замахнулся на Пушкина, Наше Всё ловко увернулся. Мнение об экранизации «Онегина»
Фото: скрины 66.RU / компании-прокатчика

Отсюда и очевидные сложности с экранизациями.

«Дубровский»?

Экстремизм. И романтизация запрещенных уголовных арестантских укладов.

«Капитанская дочка»?

Mon cher, тише, тише! В целях повышения качества обслуживания наш разговор прослушивается и записывается ведомством графа Уварова. Не надо всуе поминать смутьянские произведения.

«Евгений Онегин» в этом смысле выглядит наиболее безопасным материалом для экранизации. И всегда актуальным. Золотая молодежь (повесы) пьют миндальный раф на кокосовом молоке (настойки) и хорошо проводят время (расписывают «пульку») в прекрасной блестящей Столице и скучают чуть за ее пределами.

Вечный сюжет.

Сарик Андреасян замахнулся на Пушкина, Наше Всё ловко увернулся. Мнение об экранизации «Онегина»
Фото: скрины 66.RU / компании-прокатчика

Дальше — как подать. Чем хороша литература: одно и то же произведение я прочитаю так, а вы прочитаете сяк. Для Виссариона Григорича, например, «Онегин» — «энциклопедия русской жизни». Для меня — история малолетнего идиота, повесы, фанфарона, циника, эгоиста, морального урода, который от нечего делать и походя калечит чужие судьбы.

Мы с Виссарионом Григоричем оба правы, так и работает литература: когда разные люди с разным бэкграундом и начитанностью видят в одном и том же тексте разное.

Отсюда же сложность с созданием экранизации в принципе. Неизбежно приплету сравнение с недавним хитом проката — «Мастером и Маргаритой» Михаила Локшина. Как на мой вкус — эталонная экранизация из палаты мер и весов. По тексту, букве, духу — стопроцентный Булгаков, но по расставленным акцентам, композиции, цветокору — авторское произведение Локшина. Так из одного шедевра появляются сразу два произведения, которые прекрасно работают отдельно друг от друга и в связке друг с другом и которые интересно обсуждать и даже дискутировать.

Но Михаил Локшин — большой художник, а Сарик Андреасян — Мидас наоборот. И его «Онегин» — беспомощное в плане синематографии, к тому же затянутое зрелище с отдельными проблесками.

Сарик Андреасян замахнулся на Пушкина, Наше Всё ловко увернулся. Мнение об экранизации «Онегина»
Фото: скрины 66.RU / компании-прокатчика

Понимаете, в чем фундаментальный смысл кино: кино — показывает, а не рассказывает. Если я (или вы) захотите прильнуть к каноническому тексту Классика, вы откроете текст Классика. В кино мы идем за другим опытом. Кино своими средствами может показать нам привычный взгляд на вещи, а может — альтернативный. Кино может в принципе перевернуть знакомую фабулу и показать совершенно необычный угол зрения. Или обычный, но красиво.

У кино, в конце концов, весь арсенал постмодернизма: Онегин мог бы стать совершившей трансцендентный переход женщиной, а Татьяна — секс-куклой. Или они оба — рептилоиды с Нибиру, и вся драма существует лишь в их анабиозном сне на пути к Земле. Или он — писатель в дурке, а ее не существует. И это мы еще не спросили креаторов Netflix, как бы они повернули канонический сюжет. Уверен, чернокожий Eugene непременно поборол бы крепостных плантаторов в Монтане.

Любой из описанных (бредовых, знаю) вариантов в синематографическом плане был бы оправдан и по-своему интересен, но тов. Андреасян для этого не имеет ни врожденного мастерства, ни природного таланта, ни художественной смелости.

Сарик Андреасян замахнулся на Пушкина, Наше Всё ловко увернулся. Мнение об экранизации «Онегина»
Фото: скрины 66.RU / компании-прокатчика

Все, на что его хватило, — дословный пересказ знакомого наизусть текста по ролям. Временами буквально: в самые ударные моменты в кадр входит Пушкин с лицом артиста Вдовиченкова и прямым текстом нам с экрана разжевывает происходящее строками бессмертного романа.

Это так плохо, что каждый раз закрываешь лицо руками: тов. Андреасян, для вас как синематографиста это — приговор и клеймо полнейшей творческой импотенции. Это не уровень синематографа, это уровень студенческого капустника, халтура, пошлость, дурновкусие.

Хотя там уже с трейлера были вопросы. Почему главный герой такой седой и совершенно старый? Нет, я понимаю, что из 8–9 классов средней школы двадцатилетние кажутся именно такими. Но тут совсем перебор: Онегину в оригинале — 26 (двадцать шесть лет). А весь облик его экранной копии своими сединами, морщинами, двойным подбородком кричит нам

!!! П О Л Т О С !!!

Сарик Андреасян замахнулся на Пушкина, Наше Всё ловко увернулся. Мнение об экранизации «Онегина»
Фото: скрины 66.RU / компании-прокатчика

Самое смешное, что исполнитель главной роли, Добронравов, — лучшее, что есть в фильме. В каждой сцене он выдает нереальный актерский перфоманс, играя не только глазами — он играет позой, он играет кистями рук, он играет желваками, он играет бровями, он играет седеющими висками. Вот Онегин циничен и хитер, а вот Онегин тоскует. Вот Онегину скучно, вот ему смертельно скучно, вот ему дьявольски скучно, вот ему «вы-все-осточертели-провинциальные-убогие-твари» скучно. И каждое это «скучно» в исполнении актера Добронравова — это разные «скучно». Тут уже не Сарик — тут уже я снимаю шляпу. Совершенно нереальный и потрясающий актер, не знаю, почему его нигде не показывают, а показывают только Милоша Биковича и Никиту Кологривого.

Остальные артисты в кадре поголовно проигрывают Добронравову, хотя Лиза Моряк и Таня Сабинова (Татьяна и Ольга Ларины) по-своему хороши. Особенно Татьяна. Две трети хронометража Лизе Моряк как бы и нечего играть — знай себе ходи в кадре с книжкой и полуотсутствующим взором с поволокой смотри вдаль. Но она и с этим блестяще справляется, я ей верю: большинство студенток филфака именно такие — романтические натуры байроно-цветаевского типа, я их видел, Лиза Моряк прекрасно воплотила, она убедительна.

Ее же перевоплощение в Даму Света в финальном акте держится главным образом на гриме и мейк-апе, но не отметить не могу: переход от романтической провинциалки к светской львице — одна из немногих творческих удач фильма, в котором с творчеством все довольно убого.

Сарик Андреасян замахнулся на Пушкина, Наше Всё ловко увернулся. Мнение об экранизации «Онегина»
Фото: скрины 66.RU / компании-прокатчика

Финальный же акт дарит и единственную по-настоящему синематографичную сцену. Я, конечно, про кульминацию с письмом Онегина Татьяне («Предвижу всё: вас оскорбит печальной тайны объясненье…»). Вот там начинается (и тут же кончается) синематограф: композиция, монтаж, цвет, свет, звук, актерский перфоманс, музыка, саунд-дизайн — все хорошо и все работает. Эффектно, красиво, слезодавительно.

Жаль, что такая сцена в фильме всего одна и на минуту, а минут тех в фильме 141. На протяжении которых мы наблюдаем весьма беспомощное и в конечном счете бессмысленное действо. Как будто намекая на это, экранный Онегин припечатывает, скучая в одесском ресторане.

— А жизнь — она вообще довольно бессмысленная штука.

Хлюпнул устрицей.

И незамедлительно выпил.

Сарик Андреасян замахнулся на Пушкина, Наше Всё ловко увернулся. Мнение об экранизации «Онегина»
Фото: скрины 66.RU / компании-прокатчика