Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Танцующий с червями. Павел Матяж — о фильме «Дюна: Часть вторая»

4 марта 2024, 11:37
Танцующий с червями. Павел Матяж — о фильме «Дюна: Часть вторая»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Российские пираты выкрали копию главного фантастического блокбастера 2024 года у дистрибьюторов Warner Bros. Pictures, уже пару дней транслируют его на своих нелегальных сервисах и готовы начать неофициальный прокат в аффилированных кинотеатрах.

«Дюна: Часть первая» смогла выйти в плюс даже в разгар пандемии. Конечно, 433 миллиона долларов — это довольно скромный результат в сравнении с миллиардами, которые зарабатывали в свое время финальные серии «Звездных войн», «Властелина колец» или «Мстителей», но продюсерам Warner Bros. хватило нулей для продолжения проекта. Поэтому сегодня фантастический эпос Дени Вильнева с еще более масштабными сражениями, еще более гигантскими червями и еще большим количеством голливудских звезд стартует во всех кинотеатрах планеты.

Первый фильм охватывал примерно треть оригинального романа, по сути, завязку сюжета. Все богословские, философские, политические и экологические концепции Фрэнка Герберта, а также весь экшен, большая часть действия в ту часть экранизации не попали.

Интригой финала 2021 года стал вопрос о том, будет ли когда-нибудь снято продолжение и если да, то уложится ли Вильнев в стандартные голливудские два часа, или ему понадобится больше времени и «Дюна» станет трилогией, квадрологией, будет продолжаться до тех пор, пока не иссякнет терпение аудитории. Технически материала в литературном цикле о Дюне хватило бы сезонов на десять сериала.

Вторая серия начинается там же, где закончилась первая, — Пол Атрейдес (Тимоти Шаламе) и его мать Джессика (Ребекка Фергюсон) выживают после заговора, устроенного их врагами Харконненами, и скрываются в пустыне вместе с сектой местных религиозных фундаменталистов, называющих себя фрименами.

Далее в рамках сюжета, написанного Гербертом, ну и просто по логике развития драматического произведения следует становление героя. Юный принц оказывается среди опасных фанатиков, помешанных на войне с чужаками и выкачивании жидкостей из всех доступных объектов и субъектов. Этот сюжетный троп используется во множестве колониальных историй от «Последнего из могикан», «Покахонтас» и «Танцующего с волками» до «Последнего самурая», «13-го воина» или «Аватара».

Но Вильнев и его сценарист Джон Спэйтс («Прометей», «Пассажиры», «Доктор Стрэндж») слегка отступают от текста первоисточника. Будущий пророк медлит. Вместо того чтобы вдохновлять своих диких последователей на священный джихад против неверных, молодой Атрейдес предпочитает акции локального характера.

Вместе с первой красавицей племени по имени Чани (Зендая) и другими молодыми фрименами Пол устраивает теракты против Харконненов. Вильнев убивает таким образом сразу двух зайцев — дает зрителям несколько потрясающих боевых сцен и создает условия для развития любовной линии. Между юными суперзвездами начинается предсказуемый, но от этого не менее долгожданный роман.

Однако против этой связи выступают и культистки из межгалактической феминистской организации Бене Гессерит и будущая свекровь. У них на Пола совсем другие планы — по какой-то причине в их интересах глобальная межпланетная война и мировое господство арракисских фрименов. Чтобы все это осуществить, они приготовили для молодого Атрейдеса девушку, соответствующую его грядущему статусу. В роли принцессы Ирулан, деликатно выжидающей своего часа, выступает Флоренс Пью. Ее папа император Шаддам, которого лаконично, но, как всегда, эффектно играет Кристофер Уокен, тоже очень рассчитывает на малышку.

А пока Тимоти Шаламе разрывает конфликт между предназначением, ведущим к геноциду планетарного масштаба, и простыми плотскими наслаждениями, не подразумевающими таких жертв, его враги Харконнены готовят ему спарринг-партнера. Тоже с помощью продвинутой евгеники.

На-барона Фейд-Рауту, которого когда-то играл Стинг и должен был сыграть Джаггер, отныне, похоже, суждено исполнять рокерам. Остин Батлер сбрил со своей головы кокс Элвиса Пресли вместе с бровями и записался в гладиаторы, чтобы убивать на арене пленных Атрейдесов. Да и вообще любого, кто осмелится стоять в кадре рядом с ним.

Харконнены тут воплощают не только абсолютное зло, но и странную аскезу, визуально напоминающую немецкий фашизм в стиле Лени Рифеншталь. Их зловещая черно-белая планета Гедеон-прайм наполнена строгой конструктивистской архитектурой и мрачными бритоголовыми ребятами в черной униформе, а тирания на ней приобретает какие-то запредельные формы. Жестокие внесудебные казни случаются там так часто, что странно, что кто-то из гедеонпраймян еще уцелел.

В шестидесятые, когда был написан роман, это, вероятно, воспринималось иначе. Раны, нанесенные фашизмом, уже успели затянуться, а до 11 сентября было еще очень далеко. Едва ли кому-нибудь тогда приходило в голову, что германские нацисты и исламские фундаменталисты могут встретиться на поле боя.

Однако сегодня сюжет о столкновении космических неофашистов и религиозных фанатиков из далекой-далекой галактики уже не выглядит чистой фантастикой. Зло, по мнению Дени Вильнева и Джона Спэйтса, может победить только другое зло, еще более чудовищное по форме и содержанию.

В тексте оригинала это тоже было сказано неоднократно, просто в основном в романах-продолжениях, разных там «Детях дюны», «Мессиях дюны» и прочих. И, похоже, это означает, что Вильнев не планирует останавливаться только на первом романе цикла, как это сделал Линч и, скорее всего, сделал бы Ходоровски. А мрачная история «Дюны» о глобальной войне, которую хотят абсолютно все и никто не намерен заканчивать, еще в самом своем начале.

Удачного просмотра.