Индейское племя осейджей было насильно перемещено со своих территорий в Канзасе и Техасе еще в середине 1870-х. Но «глупые неграмотные дикари» не вымерли на каменистом плоскогорье штата Оклахома, где им была выделена резервация.
Довольно скоро они обнаружили на своей новообретенной родине нефть и сказочно разбогатели. К концу 1920-х осейджи перебрались из вигвамов в роскошные особняки, напокупали золота, бриллиантов, автомобилей, яхт и даже самолетов.
А бледнолицые стали наниматься в семьи краснокожих миллионеров охранниками, домработницами, водителями, репетиторами и поварами. Вслед за ними на запах нефти в Оклахому слетелись все мошенники и авантюристы Америки.
Туповатый и гоповатый Эрнесто (Леонардо Ди Каприо) прибывает в Фэрфакс, штат Оклахома сразу после демобилизации из Франции. Там он пару лет служил в составе экспедиционного корпуса. Как раз поваром. Но на месте Эрни устраивается таксистом. И сразу примечает роскошную молодую индианку Молли (Лили Гладстоун). Эрнесто возит ее по магазинам за покупками и обратно, она щедро платит, он не задает вопросов.
Так бы все и оставалось, если бы дядя недалекого водилы, местный скотопромышленник Билл Хейл (Роберт Де Ниро) не посоветовал племяннику присмотреться к Молли повнимательнее. Ведь она не только красавица, но еще и наследница огромного состояния. Правда, не одна, а вместе с матерью и тремя сестрами.
После нескольких неловких сцен ухаживаний Эрнесто и Молли в окружении вождей и шаманов поженились в соответствии с древним индейским обрядом. А вскоре родственников невесты стали преследовать несчастья. Отравления и болезни, суициды и аварии. Местные власти отказываются видеть в цепочке смертей чей-то злой умысел. Ведь каждый мертвый индеец на шаг приближает белых колонизаторов к нескончаемому потоку нефтедолларов.
В книге «Убийцы цветочной луны. Нефть. Деньги. Кровь» американского писателя Дэвида Гранна главным героем был бывший техасский рейнджер Том Уайт из только что созданного бюро расследований (чуть позже оно станет федеральным и будет называться ФБР). Если бы не он, осейджи, скорее всего, «исчезли» бы через несколько лет, так и не добившись от властей расследования. Но Эдгару Гуверу, первому директору ФБР, нужно было громкое дело, чтобы заявить о себе и продемонстрировать эффективность вновь созданного спецотряда. Благодаря этому обстоятельству осейджи, ФБР и нефтедоллары существуют по сей день, на радость Дэвиду Гранну и Мартину Скорсезе.
Скорсезе и его сценаристу Эрику Роту было бы проще всего отдать роль фэбээровца Ди Каприо, тем более пару лет назад он играл самого Гувера в байопике Клинта Иствуда, и сделать из «Цветочной луны» крутой детектив с этническим колоритом. Но голливудский патриарх решил сыграть тоньше и сделал из сказки про хороших белых парней и бедных благородных дикарей историю о крысе. «Славных парней» в индейской резервации.
Том Уайт в исполнении Джесси Племонса и его фэбээровские приятели в фильме на третьих ролях. Большую часть более чем трехчасового сюжета на арене разнообразные антигерои, скользкие подонки и негодяи. Правда, по сравнению с холеными итало-американскими мафиози из канонических скорсезевских полотен, местные бандиты выглядят простовато. Не хитроумные неуловимые манипуляторы и комбинаторы, а шайка дегенератов, обстряпывающих свои дела так тупо и криворуко, что даже индейским шаманам очевидно, кто за всем этим стоит.
Чтобы не слишком выделяться на фоне этих неандертальцев, писаный красавчик Ди Каприо что-то такое делает со своими бровями и подбородком, походкой и манерой изъясняться, что почти все время выглядит как аутентичный фермер с Дикого Запада. Но «Оскар» ему на этот раз не светит, ведь все шоу украл еще один голливудский красавец.
Восьмидесятилетний Де Ниро играет здесь настоящее исчадие ада, которое весь фильм скрывается под маской седого симпатичного и доброго мецената, благотворителя и лучшего друга индейцев. Играет так, что компенсирует всех дебильных «Факеров» и «Дедушек нелегкого поведения», в которых он снимался последние 20 лет.
Оказывается, что лучше всего эта троица работает в связке. Такого раньше не было. Де Ниро играл у Скорсезе десять раз. Ди Каприо — шесть. Но вместе они в полнометражном проекте Марти еще не встречались. И вот выдали лучший фильм за много-много лет, определенно главное кино 2023 года, которое еще долго будут обсуждать все уважающие себя киножурналы и блогеры.
Единственное, чего в фильме маловато, так это самих осейджей. Скорсезе очень не хотел, чтобы у него получился еще один типичный фильм белого парня об индейских проблемах. Но встать на сторону индейцев у него тоже не вышло. Осейджи здесь красивые, добрые, наивные и благородные, как и положено индейцам, но недоступные и далекие, как инопланетяне. Вероятно, так и задумано, ведь это про убийц цветочной луны, а не про нее саму. И от этого еще печальней.
Удачного просмотра.