Дилогия Equalizer, которую в РФ называют «Великий уравнитель», стала трилогией. Режиссер Антуан Фукуа и продюсер Дензель Вашингтон отстают от «Джона Уика» на один фильм, но не оставляют попыток дотянуться до оригинала. В третьей части «Эквалайзера» бывший агент военной разведки США Роберт МакКолл так же, как герой Киану Ривза из четвертой части «Уика», отправляется в Италию.
Фильм начинается с кровавой и жестокой боевой сцены, в которой 68-летний Вашингтон с неизменно невозмутимым выражением лица с помощью домашней утвари убивает несколько членов мафии или, если быть точнее, ее неаполитанской вариации — каморры. Но получает пулю в спину от маленького мальчика, сына только что убитого им криминального босса.
Челлендж по прочтению сотни книг, которым бывший спецагент развлекал себя после выхода на пенсию, закончился еще в первом фильме франшизы. Неизвестно к тому же, был ли среди списка литературы Роберта МакКолла и сценаристов третьего «Эквалайзера» «Крестный отец» Марио Пьюзо. Если бы был, военный пенсионер знал бы все о традициях кровной мести Коза ностры и весь следующий фильм гонялся за ребенком по подворотням Неаполя.
Но скорее всего Фукуа и Вашингтон просто приберегают этот эпизод для следующих серий. Не стоит обвинять их за это в недостатке эрудиции или кровожадности. Ведь даже Квентин Тарантино в «Убить Билла» оставил в живых маленькую девочку. Пусть хотя бы немного подрастут. Тем более что кровавых убийств на узких итальянских улицах тут и без них будет предостаточно.
Ветеран поправляется после ранения в городке Амальфи под присмотром доброго доктора Энцо. Его играет Ремо Джироне, известный российским зрителям ролью босса мафии из телесериала «Спрут». Лукавая физиономия постаревшего Тано Каридди так сильно контрастирует с характером, который ему придумали сценаристы третьего «Эквалайзера», что большую часть фильма подсознательно ждешь, когда же этот симпатичный дедушка окажется тайным боссом всех боссов, который правит миром, притворяясь провинциальным врачом.
Но этого не будет. Местные бандиты просты как мычание. Несмотря на шпионский бэкграунд главного героя и штатных агентов ЦРУ, которые время от времени принимают участие в действии фильма, само это действие лишено детективной интриги. «Эквалайзер-3» — это чистый, беспримесный боевик, который обращается к ностальгическим чувствам фанатов Чака Норриса и Стивена Сигала.
В начале третьей части авторы франшизы позволяют себе немного сбавить темп, сделать лирическое отступление и растягивают завязку и представление персонажей. Величественные итальянские пейзажи, снятые камерой легендарного оператора Роберта Ричардсона окружают героя несколько дольше, чем было принято в олдскульных боевиках 1980-х. Вашингтон неторопливо прогуливается по древним площадям и лестницам, посещает кафе и рыбный рынок, заводит приятные знакомства с игривой официанткой и добродушным лавочником. Но дерзкие неаполитанские гопники разрушают эту идиллию, отвлекают пожилого убийцу от мыслей о вечном и возвращают боевик в знакомое русло.
На этот раз среди злодеев нет бывших агентов спецслужб, поэтому серьезной конкуренции МакКоллу составить некому. Военный пенсионер стремителен и изобретателен, но его неуязвимость не может не раздражать. Он разбрасывает здоровенных итальянцев как котят, протыкает бандитов их собственными ножами, душит их собственными гарротами, откровенно издевается, убивая одной пулей двоих и даже троих, использует как оружие кочергу. Обреченным мафиози остается только хрипеть окровавленными губами: «Проклятый америкос».
Чтобы сгладить этот момент, Фукуа устраивает из легкой итальянской прогулки полноценный бенефис своей главной звезды. «Эквалайзер-3» наполнен цитатами из множества знаменитых боевиков с участием Вашингтона. Герой тут катается на пароме, как в «Дежавю», пускает слюни, как парализованный детектив из «Власти страха», и так же лихо заламывает шляпу, как Фрэнк Лукас в «Гангстере». Но главной пасхалкой «Эквалайзера-3» можно назвать Дакоту Фаннинг, которую Дензель спасал от бандитов 20 лет назад в фильме Тони Скотта «Гнев».
Неужели это намек на то, что Вашингтон готов передать эстафету кому-то помоложе? Так вот зачем вокруг вся эта стереотипная римско-католическая Италия! Стареющий киллер ищет отпущения грехов под бдительным оком каменных ангелов, в то время как юная блондинка из ЦРУ уже готовится занять его место тайного мстителя без маски.
Впрочем едва ли. Киану Ривз, который младше Вашингтона всего на восемь лет, не собирается сбавлять обороты и снова вернется к роли белорусского убийцы (в спин-оффе «Балерина», сериале «Континенталь» и пятом «Джоне Уике»). Не отступит и Дензель.
«Великий уравнитель-3» пока не может сравниться с «Джоном Уиком» в количестве убийств и задействованных каскадеров. Но негласное соревнование престарелых киллеров продолжается. А значит нас ждет еще масса смертей, экзотических стран и колоритных злодеев. Может они и в Россию пожалуют.
Удачного просмотра.