Больше 1000 серий аниме-сериала, больше 100 томов манги (или танкобонов, как говорят в Японии), 14 полнометражных фильмов, 3 OVA (особый японский формат телешоу), 34 компьютерные игры, серия ранобэ (особый японский жанр литературы), 5 энциклопедий, 6 графических альбомов, а кроме того, 8 саундтреков, 8 компиляционных альбомов, 112 студийных альбомов и 51 сингл. Примерно столько разнообразных медиа артефактов на тему One Piece было произведено и продано, опубликовано и просмотрено на данный момент. В основном на территории Страны восходящего солнца. Там это пользуется огромной популярностью и считается самой коммерчески успешной мангой в истории.
Манга One Piece |
Так могло продолжаться вечно. Но 31 августа 2023 года стриминговый супергигант Netflix решил вывести этот громадный кусок японской культуры из островной изоляции и отправить в большой мир потокового видео.
История эта значительно более универсальная, чем кажется непосвященным. Там нет ни самураев, ни гейш, ни театра кабуки, ни якудзы, ни харакири, ни камикадзе. Вообще ничего специфично японского. Однако без небольшого вводного курса все же не обойтись.
В некой параллельной вселенной есть планета, практически полностью покрытая водой. На ее островах живут люди, а также другие разумные расы. Все они заняты своими делами, но, так же как во вселенной «Пиратов Карибского моря», все это так или иначе связано с деятельностью разнообразных джентльменов удачи. Морпехи (так именует себя местная полиция) ловят пиратов, актеры играют для пиратов, повара готовят для пиратов, воры крадут у пиратов, охотники за головами зарабатывают на пиратах.
Технологическое развитие застыло примерно на уровне человеческого XVII века — камзолы, корветы и кремневые пистолеты. Однако есть и некоторые аналоги современных технологий, основанные на особенностях местных флоры и фауны. Например, улиткофоны — животные, похожие на улиток, которые при присоединении к электрическому оборудованию способны выполнять функцию телефона. Кроме того, здесь существует магия — таинственные дьявольские плоды, дающие своим потребителям сверхспособности. Есть и другие способы получить суперсилы, но про них слишком долго рассказывать.
Основной сюжет всех книг, манг, аниме и новейшего голливудского сериала вместе с ними начинается с казни короля пиратов Гол Ди Роджера. Когда королю дают право последнего слова, он объявляет, что спрятал свое главное сокровище «Ван Пис» в некоем месте, и призывает всех его найти. После казни едва ли не все жители планеты отправляются на поиски клада. Так начинается массовый разгул бандитизма на воде, названный впоследствии Великой эрой пиратов.
22 года спустя, когда пираты первого поколения перебили друг друга в борьбе за богатство или просто состарились, в море выходит главный герой истории — Монки Ди Луффи (он всегда называет себя полным именем). Правдами и неправдами ему удается собрать команду колоритных персонажей, воров, убийц и городских сумасшедших, заполучить корабль и отправиться на поиски Большого куша.
Чем кончился его поход, неизвестно — спустя 100 томов манги ее автор Эйитиро Ода так и не завершил сюжет. Поиски продолжаются.
Может быть, развязку сможет приблизить вмешательство Netflix. Хотя их непросто понять. Пару лет назад они крайне неудачно запустили «Ковбоя Бибопа» — значительно более популярную за пределами Японии франшизу. А до нее так же провалилась их попытка адаптировать «Тетрадь смерти». Другие после такого еще долго дуют на воду и зарекаются иметь дело с разными «сверхпопулярными мангами и культовыми аниме».
Однако, возможно, именно культовость «Ковбоя Бибопа» и «Тетради смерти» среди американских и европейских гиков и сыграла с этими шоу злую шутку. Ведь все фанаты одинаковы. Неважно, фанатеют они за Библию или «Призрака в доспехах». Они не хотят никаких творческих переосмыслений и всегда требуют точную копию. Еще лучше было бы, чтобы никто вообще ничего не снимал — не трогал их сияющий вечный шедевр своими грязными пальцами.
One Piece для западной аудитории — значительно более темная лошадка. Кроме того, он, по сравнению с Бибопом, более детский, что ли. Всяческие «Джейк и пираты Нетландии», «Сантьяго и его моря» или «Синбад и легенда семи морей», которые воспитательницы трехлетним детям в садиках включают, имеют в своих референсах как раз One Piece, а уж потом, далеко на втором месте, «Пиратов Карибского моря».
Формально герои истории — преступники. Но значительно менее страшные, чем диснеевские капитаны Джек Воробей или Дейви Джонс. Они тоже любят выпить, закусить, могут сыграть партию в покер, но с другими пиратскими желаниями у них напряг. Монки и члены его команды никого не обижают и не обманывают. «Ван Пис» — не про дерзкие ограбления и изощренное коварство, его героями движут не гнев, алчность или похоть, а дух приключений и товарищества.
Впрочем, не все так однозначно. Враги у команды добрых пиратов суровые. Они запросто могут приказать сжечь деревню и крупным планом убивать мирных жителей, как в «Апокалипсисе сегодня». Временами тут кого-то медленно травят ядом, совсем как в «Дурной славе» Хичкока. А некоторые местные злодеи явно черпают вдохновение в «Кошмаре на улице Вязов» и других знаменитых ужастиках 1980-х.
Коктейль получается довольно странный. Больше похожий на «Кровавую Мэри», чем на милкшейк из детского меню. Пока идиоты Луффи или Усоп развлекают малышню на первом плане, на втором молчаливый Зоро кого-то буквально рубит в капусту. Так что в итоге кровища все равно заливает экран. Зоро, кстати, играет сын легендарного кинокаратиста Сонни Чибы. Родной сынок, смекаешь?
Насколько велика и многоуровнева эта вселенная! Сколько за десятки лет, сотни серий и прохождений тут было всего: подсюжетов, параллельных линий, секретов. Похоже, даже такому супергиганту, как Netflix, оказалось не под силу ее контролировать. Сюрреализм, шокирующая Азия, вещи, которые просто невозможно представить в обычном богобоязненном американском блокбастере, из всех щелей рвутся на свободу.
В конце концов, это же про свободу. Немыслимая экзотика, разноцветные наряды и прически, татуировки, кольца и браслеты, которые уже много лет вдохновляют сотни тысяч косплееров по всему миру, недвусмысленно продвигают либерализм.
Анимэшные пираты с зелеными волосами и соломенными шляпами не просто дурака валяют, а борются с тиранией мирового правительства, с целой сетью фашистских диктатур, которые заправляют в этой кукольной на первый взгляд вселенной.
Они не поют революционных песен, как пираты-коммунисты из советской экранизации «Острова сокровищ» 1937 года, но в целом движутся в том же направлении. Впрочем, главные битвы с Системой у них еще впереди.
Netflix выделил на революцию около 160 миллионов долларов (19–20 миллионов на одну серию). «Ван Пис» стал одним из самых дорогих проектов корпорации. Известно также, что всю пиратскую сагу планируют уместить в четыре или пять сезонов, в зависимости от реакции аудитории.
Возможно, у «Ван Пис» получится снять со стримингового гиганта проклятье провальных адаптаций аниме. А может, и нет. Тогда Монки Ди Луффи придется присоединиться к «Ковбою Бибопу» и «Тетради смерти» на кладбище позабытых культурных феноменов, неудачно экранизированных Netflix.
О потенциальной популярности «Ван Пис» у российской аудитории судить еще сложнее. Очевидно одно — сериалу с таким названием непросто будет найти дорогу к сердцам ветеранов детских утренников, главным героем которых последние лет двадцать остается капитан Джек Воробей.
Но Джонни Деппу уже за 60. Продюсеры «Пиратов Карибского моря-5» еще несколько лет назад до всяких разводов и отмен пытались ввести к нему в историю актеров помоложе. Вышло не очень удачно. Но уже тогда было ясно, что пиратству жизненно необходима новая кровь. Возможно, Монки Ди Луффи и его безумная команда — это она и есть.
Удачного просмотра.