Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Как правильно слушать оперу или хотя бы делать вид, что ты в ней разбираешься

Как правильно слушать оперу или хотя бы делать вид, что ты в ней разбираешься
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Понять классические произведения может быть непросто. Особенно когда речь идет о таком формате, как опера. О том, как подружиться с жанром, в колонке 66.RU рассказывает пианистка, музыкальный критик и преподаватель Анна Гагулина.

Оперный спектакль — сложный жанр на всех уровнях. Для исполнения, для постановки, для зрителя. А уж ярлыков про несовременность и откровенную скучность не счесть: поют часто на непонятном языке (даже если это русская опера), очень затянутые действия, слабая актерская игра и явное несоответствие возрасту персонажа (да и не только возрасту — весовой категории тоже).

Но если вы все же хотите провести время изысканно, с лоском и чуточку прикоснуться к богемной тусовке, то есть несколько лайфхаков, которые помогут вам еще и получить удовольствие в опере.

Найдите свой жанр

Кадр из оперы «Волшебная флейта»

Представим ситуацию: вы идете в кино. Какой жанр выберете? Если вы фанат супергероики, то явно будете стоять за билетами на очередную новинку MARVEL (и иже с ними). Если исторического кино, то охотитесь за местами на «Наполеона» или «Фаворитку». Логика понятна, думаю.

А что с оперой? Очень часто люди берут билеты без разбора, думая, что все оперы однотипны. Но это не так! Есть оперы-мелодрамы (с сюжетами похлеще, чем в любом сериале с «России-1»). Есть оперы, поставленные на оригинальные литературные произведения (например, «Евгений Онегин»). Есть исторические, есть эпопеи, сказки, в конце концов!

Кадр из оперы «Евгений Онегин»

Вывод: чтобы вас заинтересовало действие на сцене, выберите «ваш» жанр. Для этого достаточно зайти на сайт театра и почитать краткие аннотации к спектаклям.

Прочитайте не просто либретто, а полностью оперу

Кадр из оперы «Сатьяграха»

Во время спектакля нужно понимать, что происходит на сцене, а для этого необходимо прочитать либретто — те самые маленькие программки, которые продают возле входа в зал. Кстати, их же можно найти бесплатно в интернете.

Но лучше загуглить полный текст оперы и прочитать его. Там и диалоги сильно любопытные, и напрягаться с субтитрами во время спектакля не придется — вы будете дословно знать, что происходит на сцене в данный конкретный момент.

Выберите правильное место

Кадр из оперы «Богема»

Место в зрительном зале тоже нужно выбирать с пониманием — не с каждого хорошо видно и слышно. И, как вы понимаете, самые дешевые билеты — именно на те места, где обзор и звук заставят вас грустить, даже если вы выполните первые два пункта.

Мои личные рекомендации по выбору мест:

  • ложи бельэтажа (на крайний случай 1-й ярус),
  • партер,
  • ложи бенуара, которые как можно дальше от сцены.

Никаких балконов и галерей.

Если вам понравилась опера, значит, постановка удалась

Кадр из оперы «Черевички»

Помните, что плохие произведения до подмостков театров не доходят. Все, что вы видите в театре, — это спектакли, проверенные десятилетиями.

Другое дело, если идет речь о постановке. То есть вы приходите на оперу, играет музыка Джузеппе Верди (что ее оценивать? она гениальна), но вот пришел новый режиссер и поставил все в современных декорациях. И тут встает вопрос: хорошо или плохо?

На мой взгляд, все просто: если вас цепляет, если вам нравится, то какое-то образование ни к чему. Цель достигнута — спектакль удался.

Начните с этих простых пунктов, и, поверьте, уже даже после них вам станет сильно интереснее. А если хотите прямо погрузиться в спектакль и прокачать с помощью него soft skills, то ходите на лекции о том, как слушать оперу, или добавляйтесь в мой оперный клуб.