Два закадычных друга выходят из ресторана «Медный грош», намереваясь продолжить вечер, но колеблются. Один из них накануне поссорился с женой. Второй предлагает в качестве компенсации посетить проституток. Звонок третьего прерывает их не слишком оживленный спор о преимуществах и недостатках древнейшей профессии и вынуждает принять участие в решении более серьезной проблемы.
Этот третий поссорился с кем-то в интернете и теперь ждет последствий. Несмотря на непогоду, поздний час и свое неспортивное телосложение, верные друзья отправляются спасать товарища.
Завязка сюжета напоминает вторую часть «О чем говорят мужчины» от «Квартета И», в которой Слава, Леша и Камиль баррикадируются в рекламном агентстве Саши и ждут вторжения бандитов накануне Нового года. Хотя, если подумать, персонажи «Борща» оказываются даже в более сложной ситуации: запираются они не в офисе в центре столицы, а в многоэтажке на окраине Екатеринбурга, новогодние праздники уже давно прошли, а гипотетическая угроза вообще никак не визуализируется и от этого кажется еще страшнее. Да и меньше их — четвертый «мушкетер» большую часть фильма проведет где-то в дороге, жалуясь приятелям на жизнь по видеосвязи.
Впрочем, разговоры мужчин среднего возраста, оказывается, можно вести и на троих. Чтобы занять руки и обеспечить сюжету минимальную динамику, герои принимаются пить водку и варить борщ. Обсуждают все ту же проституцию, хамство в интернете, жен, детей, родителей, начальников, подчиненных, представителей ЛГБТ и смертные грехи. В основном — гордыню и похоть.
«Все хотят, чтобы в кино все было как в жизни, а в жизни — как в кино», — говорил музыкант Евгений Юрчиков. Фильм екатеринбургского режиссера Виталия Сухицкого прекрасно иллюстрирует этот тезис. Вроде бы заимствующий поначалу сценарные и постановочные клише у «Квартета И», «Борщ» значительно превосходит «О чем еще говорят мужчины» в реалистичности.
Фильм Сухицкого настолько точно фиксирует действительность, что его можно считать документальным. Персонажи истории — не профессиональные актеры, а друзья режиссера, сыгравшие самих себя. Разговоры, которые они ведут, — не какой-то специально написанный текст, а практически прямая речь, перенесенная из реальных дружеских посиделок в ткань фильма. Основной съемочной локацией «Борща» стала квартира режиссера, реквизитом — его же личные вещи, а саундтреком — музыка его знакомых музыкантов: «Аватара», «Прожект БАМ», 8ob и Константина Завалина.
Жан-Люк Годар, Джим Джармуш или представители авангардного европейского направления «Догма 95» отнеслись бы с большой симпатией к такому подходу к кинопроизводству. Виталий Сухицкий сварил свой «Борщ» практически в одиночку: сам написал сценарий, срежиссировал, спродюсировал, сам встал за камеру, сам монтировал, даже звук записывал самостоятельно.
Однако достоинства получившейся картины не исчерпываются самоотверженностью ее создателя. При всей универсальности поднимаемых тем именно местечковость «Борща», его екатеринбургскость, делает фильм уникальным, непохожим ни на продукцию «Квартета И», ни на другие московские разговорные драмеди: «Игра в правду», «Сатисфакция» или что-то еще в том же духе. Как бы ни пытались участники этих проектов изображать простых российских обывателей, бизнесменов, инженеров или рекламщиков, они остаются популярными актерами, столичными знаменитостями, заигрывающими со зрителем. С переменным успехом.
Сухицкий противопоставляет их ухищрениям жизнь четверых обыкновенных екатеринбургских мужиков, со всеми радостями и печалями, комедийным и трагическим, без каких-либо купюр. За исключением разговора о политике, который, по понятным причинам, не мог состояться. Делает их героями фильма. Одного из самых правдивых в истории.
Удачного просмотра.
ЛГБТ признана в РФ экстремистской организацией