После покадрово воспроизведенного «Короля Льва» и такой же буквальной адаптации «Золушки» решение боссов мышиной корпорации сменить цвет кожи русалке Ариэль вызывало определенный интерес. Ну наконец-то хоть какое-то разнообразие на фоне циничного копирования старой классики. Результат, однако, этих ожиданий не оправдал. Новая «Русалочка» — такой же консервативный продукт, как и большинство диснеевских ремейков последних десятилетий.
Это если не сказать больше. Унижающий современных феминисток шовинизм из сказки Андерсона никуда не делся. Выход замуж за принца для глубоководной аристократки – по-прежнему единственный способ обрести комфорт, личное счастье и душевное равновесие. Кстати говоря, в оригинальной сказке эквивалентом душевного равновесия являлась вообще бессмертная душа, получить которую русалка (по умолчанию бездушная, видимо, как представитель дохристианской мифологии) могла только в церкви после священного обряда венчания. Но про душу, к сожалению или счастью, диснеевские продюсеры XXI века забыли.
А вот механически сменив цвет кожи главной героини, не изменив при этом ее историю, они сместили некоторые географические и политические акценты довольно неприятным образом. Оригинальная «Русалочка» утверждала патриархальный взгляд на мироустройство, с этим нет смысла спорить, но вот расизма ни в диснеевском мультике 1989 года, ни в сказке Андерсена не было в помине.
Русалка Ариэль в исполнении 23 летней американской поп-исполнительницы Холли Бейли по-прежнему хочет замуж за принца. Вот только на этот раз принц белый (его сыграл 27-летний британец Джона Андре Хауэр-Кинг), а она – черная. Раньше в этот момент неудобных вопросов возникало меньше. Сценаристы «Бриджертонов» в этой ситуации просто сделали бы принца черным, раз уж пошла такая пьянка. Но создатели «Русалочки» пошли другим путем, руководствуясь, скорее всего, коммерческими соображениями. Решили, что переизбыток черных лиц на постерах отсечет от кинотеатров существенную часть аудитории, и оставили кожу принца в покое.
Вместо этого они сделали черной его маму. И большую часть подданных. По сценарию принц Эрик готовится вступить во владение небольшим островным городом-государством в Карибском бассейне. Власть перейдет к нему после смерти королевы-матери (Нома Думезвени — британская театральная актриса, неоднократная лауреатка премии Лоуренса Оливье). Вот только она ему неродная. Некоторое время назад маленького мальчика выбросило на остров во время шторма. Королева приютила малыша, а впоследствии назвала своим наследником. В итоге белый мужчина изображен привилегированным повелителем (пусть и будущим) чернокожих. Бесправных, если не сказать больше.
В том смысле, что сам остров в оригинале островом не был, но, судя по костюмам героев и климатическим условиям, в которых происходила история, географически это все было где-то на побережье Испании. В новой экранизации уточнено и время, и место действия — 1830-е годы, Карибское море. Исторически в этот момент в этом месте был крупный центр работорговли, а все люди с черным цветом кожи были привезенными из Африки невольниками для работы на плантациях.
В фильме, понятное дело, об этом никто ничего не говорит, а между начальниками и подчиненными царит панибратство и тотальная толерантность. Однако подводная колдунья Урусула, которая в разных вариациях грозила Ариэль то смертью, то превращением в морское беспозвоночное, на этот раз хочет именно закабалить девушку, превратить в рабыню, лишить свободы. А для начала лишает голоса. С белой Ариэль в этот момент тоже проблем не возникало, ну лишила и лишила, просто такой сценарный ход, элемент волшебного сюжета, ничего особенного, но, лишив голоса чернокожего персонажа, сценаристы «Русалочки», намеренно или нет, делают политическое заявление.
Да и с самой Урсулой продюсеры новой диснеевской сказки чего-то недодумали. К выдающейся комедийной актрисе Мелиссе Маккарти, которая исполняет ее роль, нет никаких претензий, но вот только получается, что ее персонаж — не только единственная пышная женщина на весь остальной каст сложенных, как греческие статуи, актеров, но и единственная злодейка. Они что, хотят сказать, что быть полным — это плохо?
В итоге новая «Русалочка», заявленная как ультрамодная и прорывная, ниспровергающая канон и потрясающая устои, выглядит даже более несовременно, чем предыдущая экранизация. Особенно на фоне нового «Человека-паука», например, который стартует в американских кинотеатрах на этой неделе.
Удачного просмотра.