Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Торакальная хирургия в космосе. Павел Матяж — о фильме «Вызов»

21 апреля 2023, 14:06
Торакальная хирургия в космосе. Павел Матяж — о фильме «Вызов»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
На экраны выходит первый российский фильм, частично снятый на МКС, и даже немного в открытом космосе.

Официальный синопсис фильма «Вызов», предоставленный его производителями для размещения в СМИ, начинается со слова «торакальный». Большинство непосвященных, не получивших в свое время медицинского образования, в этот момент впадают в ступор. Какой? Если обратиться в Google, можно узнать, что слово это означает «грудной», от латинского thorax грудная клетка. Поэтому существует пневмоторакс — неприятная травма, хорошо знакомая зрителям телешоу «Доктор Хаус» или, скажем, «Шерлок», и торакальная хирургия, призванная бороться с подобными недугами.

Здорово, с одной стороны, что мы живём в XXI веке, где каждый может за пару секунд узнать все что угодно и почувствовать себя экспертом в любой области. А с другой – очень грустно, что рекламный текст фильма, который позиционируется как главное российское кинособытие года, а может и десятилетия, невозможно прочитать без помощи словаря. Автор этого сообщения был к своему потенциальному зрителю и читателю совершенно равнодушен, похоже.

Торакальная хирургия в космосе. Павел Матяж — о фильме «Вызов»
Фото: kinopoisk.ru

Не говоря уже о том, что это непонятное и неприятное слово уводит зрителя в сторону от сюжета картины, вместо того, чтобы развлекать и увлекать его. «Вызов» начали рекламировать за два года до премьеры, подробно описывая и демонстрируя видео съёмочного процесса. Беспрецедентная по продолжительности и масштабу промокампания фильма началась в эфире программы «Вечерний Ургант», которая всем составом переехала на Байконур ради такого случая. А после, с сентября 2021 года, на Первом канале началась трансляция реалити-шоу «Вызов. Первые в космосе».

Торакальная хирургия в космосе. Павел Матяж — о фильме «Вызов»
Фото: kinopoisk.ru

Все зрители Первого канала уже видели, как Юлия Пересильд летит в космос, как ее роскошные волосы смешно и некрасиво встают колом в невесомости, как ее крутые бедра расталкивают космический хлам по узким коридорам МКС, как неловко и неестественно выглядят рядом с ней в кадре настоящие космонавты, которым приказали играть космонавтов в фильме с Юлией Пересильд в главной роли. Все новостные ленты облетели кадры из казахстанской пустыни, на них Юлию извлекают из обгоревшей в земной атмосфере капсулы, забрасывают цветами и везут в комфортабельном автомобиле назад в цивилизацию. При чем тут хирургия, какой ещё пневмоторакс?

Торакальная хирургия в космосе. Павел Матяж — о фильме «Вызов»
Фото: kinopoisk.ru

Все дело в том, что торакальный хирург – профессия героини Юлии Пересильд Жени Беляевой, которую придумали ей сценаристы «Вызова» Бакур Бакурадзе, Клим Шипенко, Иван Заморов и Иля Малахова. И это – едва ли не главная фишка всего сюжета, его главный «вызов». Круче этого только то, что Юлия Пересильд/Женя Беляева – женщина.

Торакальная хирургия в космосе. Павел Матяж — о фильме «Вызов»
Фото: kinopoisk.ru

За сотню лет существования кино героини тысяч фильмов и сериалов миллион раз отправлялись в космос по множеству фантастических поводов и надобностей. Работницы клининговой компании и рыцарки-джедайки, космические дальнобойщицы и марсианские проститутки, марвеловские и дисишные богини и супергероини. У Юлии Пересильд есть перед всеми этими голливудскими бабами одно серьезное преимущество – она была в космосе реально.

Торакальная хирургия в космосе. Павел Матяж — о фильме «Вызов»
Фото: kinopoisk.ru

«Вызов» — вообще не фантастика, а своего рода мокьюментари наоборот. В смысле, фильм, на полном серьезе снятый в невесомости, вакууме, на международной космической станции на высоте 400 км над Землей, замаскирован под художественный, а актриса-космонавт, впервые в человеческой истории оказавшаяся в космосе, играет в этом вымышленном сюжете доктора-космонавта, впервые в истории оказавшуюся в космосе. Фантастической частью сюжета является только злополучная торакальная травма, которую якобы получает на МКС космонавт Олег Богданов, его играет космонавт Олег Новицкий. А все остальное – чистая правда.

Торакальная хирургия в космосе. Павел Матяж — о фильме «Вызов»
Фото: kinopoisk.ru

В этом главная проблема «Вызова», и проблема серьезнейшая. Фильм продолжается 2 часа 44 минуты. А снятые на МКС эпизоды занимают из этого исполинского хронометража только полчаса, от силы минут сорок. Все остальное время на экране разворачивается странная, вымученная история, нелепое нагромождение сцен семейной трагедии и не самой смешной комедии. Притянутое за уши, беспомощное, чудовищно неестественное и необходимое только для того, чтобы чем-то занять время до пуска стартовых двигателей на космодроме Байконур. Что-то такое на стыке вечерней мелодрамы от Первого канала и рандомной серии рандомного отечественного медсериала от «Интернов» до «Доктора Тырсы».

Торакальная хирургия в космосе. Павел Матяж — о фильме «Вызов»
Фото: kinopoisk.ru

Евгения Беляева – выдающийся специалист, классный хирург, мать-одиночка и просто красавица. На работе у нее по три торакальных операции в день и импозантный коллега (Милош Бикович, «Холоп»). Последний не пропускает ни одной смазливой практикантки, но по какой-то причине неровно дышит именно к Евгении. А дома пубертатная дочь Маша (Варвара Володина, «Черная весна»), которая надевает в школу неприличные лифчики, подаренные взбалмошной бабушкой-сердечницей (Елена Валюшкина, «Последний богатырь»).

Торакальная хирургия в космосе. Павел Матяж — о фильме «Вызов»
Фото: kinopoisk.ru

Женское нижнее белье еще не раз окажется в фокусе режиссера и оператора «Вызова» Клима Шипенко, но в начале фильма оно — далеко не главная проблема главной героини. Намного серьезнее Евгению волнует ситуация с дочерью прокурора, одноклассницей Маши, которой та в борьбе за сердце одноклассника чуть не выбила глаз. После встречи с прокурором-папой (Александр Самойленко, «Олигарх»), желающим наказать хулиганку-Машу по всей строгости закона, несчастная мать-одиночка ловит паническую атаку. Впрочем, тревожные состояния и симптомы вегето-сосудистой дистонии преследуют Евгению уже много лет. С тех пор как она стала невольной виновницей смерти в автокатастрофе своего мужа.

Торакальная хирургия в космосе. Павел Матяж — о фильме «Вызов»
Фото: kinopoisk.ru

Казалось бы, все вышеперечисленное должно было закрыть нервической докторше дорогу в космос и оставить на Земле, разбираться со своими земными проблемами. Но, вопреки здравому смыслу, многочисленным постановлениям, правилам и инструкциям Роскосмоса и даже желанию самой героини фильма, в космосе она окажется все равно. И решит там, вопреки здравому смыслу и всему остальному, все свои земные проблемы.

Торакальная хирургия в космосе. Павел Матяж — о фильме «Вызов»
Фото: kinopoisk.ru

Все эти нелепости громоздятся одна на другую, благодаря генеральной, в смысле довлеющей над всем остальным, идее генерального директора Первого канала Константина Эрнста и генерального директора государственной корпорации по космической деятельности Роскосмос Дмитрия Рогозина (на данный момент уже в отставке). Это они в мудрости своей несколько лет назад сформулировали базовый концепт «Вызова» и спустили эту директиву московским кинематографическим коллективам – а давайте снимем фильм в космосе, буквально отправим съемочную группу на МКС. Займите их там чем-нибудь, придумайте интересный конфликт.

Торакальная хирургия в космосе. Павел Матяж — о фильме «Вызов»
Фото: kinopoisk.ru

А вот это оказалось не так просто. Ведь подобное высочайшее покровительство открывает любые двери, превозмогает любые запреты, оно сильнее любой цензуры. Мановением руки, движением пальца, надбровной дуги госчиновники решают любые проблемы. И на экране, и за его пределами. Один звонок и комический злодей-прокурор вместо повестки в суд несет героине букет алых роз, чтобы сама эта героиня могла забыть про панические атаки и спокойно лететь на МКС. Еще звонок – и посреди семейного фильма категории 12+ главный положительный персонаж в исполнении Владимира Машкова крупнейшим планом курит каждые пять минут, а в кадре постоянно висит сигаретный дым, повсюду валяются переполненные бычками пепельницы. Третий звонок – и в кульминационный момент того же семейного фильма главные герои глушат коньяк прямо на рабочем месте посреди Центра Управления Полетами!

Торакальная хирургия в космосе. Павел Матяж — о фильме «Вызов»
Фото: kinopoisk.ru

Ну какие в такой ситуации могут быть конфликты, какие проблемы? «Вызов», так же как китайский фильм «Блуждающая Земля-2», который показывали в кинотеатрах РФ на прошлой неделе, лишен драмы. Но по другой причине. Китайцы предвосхищали напряженные ситуации, а россияне так и не смогли создать условия для их возникновения. В «Вызове» нет никаких вызовов, нет антагонистов, злодеев, которые бы противостояли героям и мешали им достигать своих целей. Евгении Беляевой никто не мешает. Более того, некие высшие силы заботливо управляют ее действиями на протяжении всего фильма, принимают за нее все решения, привозят, увозят, одевают, раздевают, в космос, из космоса.

Торакальная хирургия в космосе. Павел Матяж — о фильме «Вызов»
Фото: kinopoisk.ru

Может быть, если нет злодеев, сам космос будет являться угрозой, смертельным врагом, с которым будет бороться главная героиня? Ну, как Сандра Буллок в «Гравитации»? Тоже нет, ведь «Вызов» — это практически рекламный фильм Роскосмоса, рекламирующий, продвигающий нашу космическую программу, демонстрирующий ее достоинства, выставляющий в самом выгодном свете наши самые лучшие в мире космические корабли, самых симпатичных в мире космонавтов, самое компетентное на свете руководство. О какой смертельной угрозе может идти речь в такой ситуации? Героическая Юлия Пересильд на протяжении всего фильма находится в полной и абсолютной безопасности.

Торакальная хирургия в космосе. Павел Матяж — о фильме «Вызов»
Фото: kinopoisk.ru

Самое ужасное, что «Вызов» не комедия. Юмор выручает в любой, иногда самой безвыходной ситуации. Но чиновники из Роскосмоса и Машков с Балуевым, которые их играют – люди серьезные, суровые брутальные мужики, они не шутят. Арка их персонажей – переход из пещерного шовинизма к если не принятию феминистских идей, то некоему базовому уважению к женщинам. В начале фильма Машков говорит: «Хорошо привязанная женщина в ласках не нуждается» (реально так и говорит), а Балуев в конце отвечает: «Там, где есть русская женщина, всегда есть притяжение».

Торакальная хирургия в космосе. Павел Матяж — о фильме «Вызов»
Фото: kinopoisk.ru

Ну, и вроде бы понятно все. Так Первый канал, Роскосмос, Главкосмос, Фонд кино, Константин Эрнст и Дмитрий Рогозин лично через казарменные шуточки и шовинистские эвфемизмы грубовато, но внятно формулируют актуальное (ну, по российским меркам) высказывание: мамочка в космосе — это круто, она компетентнее многих мужчин. Так давайте будем ее чествовать и поздравлять, дарить цветы и звание Героя России.

Торакальная хирургия в космосе. Павел Матяж — о фильме «Вызов»
Фото: kinopoisk.ru

Однако поговорка насильника из монолога Машкова характеризует «Вызов» намного лучше. Чиновники с Первого канала, Роскосмоса, Министерства культуры и Фонда кино повязаны теперь невидимыми нитями – бюджет «Вызова» держится в строжайшем секрете, но всем вокруг известно, что он превысил миллиард рублей.

Торакальная хирургия в космосе. Павел Матяж — о фильме «Вызов»
Фото: kinopoisk.ru

Сложно сказать, сколько этих денег ушло на производство и запуск космического корабля и зарплаты сотрудников космодрома «Байконур», но очевидно, что для того, чтобы отбить все эти деньги, маркетологам Первого канала и дистрибьюторам «Централ Парнершип» придется ввязать в свою авантюру миллионы зрителей со всех уголков необъятной России. Озадачены они, похоже, не на шутку, раз решились на то, чтобы рассылать приглашения на «Вызов» через «Госуслуги». Радует, что такое приглашение пока еще не является обязательным к посещению.

Удачного просмотра.