Если что-то и отвлекало российский народ от жутких новостей зимой 2023 года, так это заочное, но от этого не менее увлекательное противостояние «Чебурашки» и «Аватара-2». В мировом прокате это было похоже на поединок Кинг-Конга и моськи, но на территории России официальные сборы «Чебурашки» как минимум вдвое превысили сумму, заработанную на показах «Аватара-2» русскими пиратами.
Астрономические финансовые результаты позволили многим российским журналистам и блогерам на полном серьезе отмечать победу отечественного кино. Дескать, умыли наши искусные киноделы проклятый Голливуд, показали американцам как кино снимать. Проклятый Голливуд ничего на это не отвечал и ответить не мог: «Аватар-2» официально не показывали в России, а «Чебурашку» официально не показывали в США. Эти фильмы не только снимали, но и показывали на разных планетах. О какой победе речь вообще?
Неожиданно для всех в этот спор включилась японская корпорация Nintendo, продемонстрировавшая и старику Кэмерону и всем патриотичным журналистам и блогерам из России как надо делать зрительские хиты, эксплуатировать популярных персонажей и зарабатывать на ностальгии. Фильм «Братья Супер Марио в кино» принес производителям почти полмиллиарда долларов за первый уикенд и стал по этому показателю самым коммерчески успешным мультфильмом в истории кино. Практически одновременно со всем миром прокат нового мультика про братьев Марио начался и в России (конечно же нелегально и только в самых безбашенных кинотеатрах).
Сразу надо сказать, что братья Марио изначально и весьма значительно превосходили в капитализации не только Чебурашку (в связи с советской спецификой на нем так никому и не удалось по-настоящему нажиться), но и синекожих инопланетян наави. «Аватар» и «Аватар-2» - сверхприбыльное предприятие, но даже их нереальный бокс-офис ничто в сравнении с 35 миллиардами долларов, которые компания Nintendo заработала на производстве компьютерных игр и продаже сопутствующих товаров из вселенной Super Mario Bros. Братья Марио более прибыльный аттракцион чем вся вселенная Marvel или, к примеру, Wizard World Гарри Поттера. Без всякого причем кинобизнеса.
Хотя Nintendo все же пыталась создать киноответвление своей грибной вселенной в 1990-е, но тогда эксперимент японцев потерпел полнейшее творческое и финансовое фиаско. Киноиндустрия оказалась не готова к братьям Марио ни технологически ни идеологически. Слово CGI тогда было еще не в ходу, поэтому художники фильма использовали в основном практические эффекты. Сценарий переписывали десятки раз. Он был то слишком детским, то наоборот слишком мрачным. Джон Легуизамо, Боб Хоскинс и Деннис Хоппер, которых наняли тогда на главные роли, пили не просыхая, съемочную группы преследовали неудачи, производственные травмы и финансовые трудности. В итоге «Супербратья Марио» стали синонимом кассового провала и с тех пор входят во все рейтинги худших экранизаций компьютерных игр в истории.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Кадр из фильма «Супербратья Марио», режиссеры Аннабел Дженкел, Рокки Мортон, США, 1993 год |
Впрочем, вероятно, если бы та неудача не была так сокрушительна и грандиозна, сегодняшний триумф не выглядел бы так впечатляюще. Гейм-корпорация решила отказаться от работы с живыми актерами или какого-то комбинированного варианта вроде недавнего «Чипа и Дейла», а обратилась в студию Illumination, ответственную за такие проекты как «Гадкий я», «Миньоны» и «Зверопой». А те сделали то, что умеют лучше всего – детсадовский экшн, где все не переставая бегают и орут, все летит, горит и взрывается, но при этом так, что и дошкольникам интересно и их бабушкам и дедушкам есть кому сопереживать.
«Братья Супер Марио в кино» начинаются в Нью-Йорке. Фильм расширяет лор канонической двухмерной аркады, раскрывает подробности личной жизни легендарных сантехников, одетых в цвета итальянского флага, и рассказывает о том, как, зачем и почему они оказались в Грибном королевстве, кто такая Принцесса Пич и чего собственно все эти годы добивался Боузер.
Марио и Луиджи хотят открыть свой сантехнический бизнес и вкладывают все деньги в феерический рекламный ролик, которому просто суждено быть растащеным на мемы и цитаты всеми маркетологами и рекламными агентствами мира. Но в успех их предприятия никто не верит. Соседи и родственники смеются над незадачливыми братьями. Единственный заказ, который им удается привлечь с помощью своего рекламного видео, оборачивается катастрофой.
Спасает положение другая катастрофа. Значительно большего масштаба – Бруклин буквально тонет в результате множества аварий в канализации. Под No sleep till Brooklyn Beastie Boys братья бросаются устранять сантехнический коллапс, но проваливаются в параллельное измерение.
Марио оказывается на территории Принцессы Пич, в окружении антропоморфных грибов. Луиджи снова не везёт – телепорт забрасывает его в пустынные земли Боузера, покрытые лавой и населенные черепахами-зомби. Спасаясь от полчищ агрессивных скелетов, бедный сантехник забирается в какой-то замок и становится пленником Короля черепах.
Марио к тому времени обзаводится в параллельной вселенной дружескими контактами, экспериментирует с грибами и проходит курс молодого бойца. К концу обучения они вместе с ее величеством и ее грибообразными подданными готовы отправляться на выручку Луиджи. Принцесса в этом сюжете не живой макгаффин и не девушка в беде, а сильный лидер и в каком-то смысле даже наставник Марио.
А для Боузера она — любовный интерес. Король черепах тут вообще выглядит самым взрослым персонажем. Он тоже получил небольшой апгрейд и голос Джека Блэка в придачу. Отныне Боузер не просто злой злодей, несущий тиранию и смерть, а страдающий от любви, хотя и несколько токсичный поклонник принцессы. Он готов разрушить весь мир, если красотка Пич не согласится править им вместе.
И пока Марио хочет спасти Луиджи, Боузер пытается завоевать принцессу, а принцесса планирует заручиться поддержкой царя обезьян для будущей войны с черепахами, режиссеры и сценаристы из Illumination наполняют сцены и локации фан-сервисом из нинтендовских игрушек.
За сорок лет, прошедших с тех пор как Сигэру Миямото придумал Марио, усатый сантехник стал героем приблизительно 200 различных игр на РС, игровых приставках, автоматах, Game Boy и так далее. Едва ли в тысячах кинозалах, где сейчас показывают «Братья Супер Марио в кино», найдется зритель, который переиграл во все. Но даже небольшому специалисту по этой грибной вселенной очевидно, что каждый кадр буквально наводнён отсылками и пасхалками, визуальными, музыкальными, всякими разными.
Американские кинокритики оставили о «Братья Супер Марио в кино» то, что называется смешанные отзывы. Мультфильм хвалят за графику и работу актеров (нам тут это без разницы, хотя попытки актера дубляжа Григория Служителя воспроизвести любовные серенады Джека Блэка, можно считать вполне удачными). Одновременно ругают за ходульность интриги и общую недалекость. Есть мнение, что туповатым братьям Марио из Бруклина нечего ловить рядом с «Котом в сапогах-2» и его экзистенциальным кризисом от Dreamworks, постмодернистскими хитросплетениями паутины новой части анимационного Человека-паука от Sony и очередной философской сказкой от гениев из Pixar. «Элементарно» и «Человек-паук: Паутина вселенных» выйдут на экраны уже в июне.
Но простые американские обыватели здесь и сейчас рыдают от счастья. У «Братья Супер Марио в кино» практически нет негативных отзывов, а в комментариях царит полное единодушие и дикий восторг. Скачут от радости вместе со всеми и продюсеры из Nintendo и Illumination - кассовые сборы их нового блокбастера уже составляют $677 959 700. За следующие пару недель проката соберут и миллиард наверное. На фоне эпических кассовых провалов — предыдущей работы Pixar про Базза Лайтера и главной финансовой катастрофы 2022 года, диснеевского «Странного мира», который обошелся мышиной корпорации в 152 миллиона долларов чистого убытка, успех «Братьев Супер Марио в кино» смотрится особенно убедительно.
Удачного просмотра.