На территории бывшего Советского Союза есть только одни «Три мушкетера» – музыкальная комедия Юнгвальд-Хилькевича 1978 года. Сыгравшим там Боярскому, Тереховой, Смехову и другим после нее уже можно было нигде не сниматься. Для всех советских людей, их детей, внуков и даже правнуков они навсегда – Д’Артаньян, Миледи, Атос, ну и так далее.
В остальном мире все не так однозначно, у каждого поколения там свои «Три мушкетера», ведь экранизировать знаменитый роман начали еще в XIX веке. Первый, немой, понятое дело, фильм «Три мушкетера» показали жителям Лондона в 1898 году. С тех пор авантюрный водевиль Дюма с переменным успехом переносили на экран десятки раз во множестве стран. Д’Артаньян говорил по-испански и по-португальски, по-итальянски и по-немецки, по-чешски и по-румынски, по-голландски и по-датски, по-японски и по-корейски, по-филиппински даже.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Кадр из фильма «Три мушкетера», Южная Корея, режиссер Ким Бён-су, 2014 год |
Но наибольшую популярность все-таки имели англоязычные экранизации из США и Великобритании. Яркий, эффектный и несколько барочный даже фильм Джорджа Сидни 1948 года с Джином Келли и Ланой Тернер и мрачная, по-лондонски дождливая британская экранизация Ричарда Лестера 1973-го. Силы зла там представляли Кристофер Ли – Рошфор, Чарлтон Хестон – кардинал Ришелье и Фэй Данауэй – Миледи. Команда хороших парней вышла не такой звездной, хотя Ракель Уэлч и получила впоследствии за свою Констанцию «Золотой глобус». Кроме этого, экранизация Лестера была примечательна тем, что Людовика XIII там играл Жан-Пьер Кассель, папа Венсана Касселя, который 50 лет спустя перевоплотится в Атоса в 151-х (приблизительно) «Трех мушкетерах» от французского режиссера Мартена Бурбулона.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Кадр из фильма «Три мушкетера: Подвески королевы», Великобритания, режиссер Ричард Лестер, 1973 год |
Бурбулон явно имел Лестера в виду, когда приступал к своей экранизации. Оборванный и неумытый молодой гасконец в исполнении Франсуа Сивиля («Париж. Город мертвых», «Зов волка») прибывает в Менг глухой ночью под проливным дождем. А спустя минуту он со шпагой в руке бросается на защиту незнакомки, в страшной драке по колено в грязи убивает пятерых-шестерых неизвестных, получает пулю в грудь и умирает. Довольно нетривиальная трактовка.
В дальнейшем режиссер и его сценаристы Матьё Делапорт и Александр де Ла Пательер позволяют себе не менее интересные отступления от канона. Д’Артаньян, конечно, воскресает и продолжает свой путь героя. В Париже он при более-менее знакомых российским любителям Дюма обстоятельствах знакомится с Атосом (младший Кассель уже староват для его роли, однако в седовласом графе де Ла Фер определенно что-то есть), Портосом (Пио Мармай – «Нежность»), Арамисом (Ромен Дюрис – «Доберман», «Арсен Люпен», «Убойный монтаж»), Констанцией (Лина Кудри – «Французский вестник»), Анной Австрийской (Вики Крипс – «Призрачная нить», «Корсаж»), а также Людовиком Тринадцатым и Миледи, которых соответственно сыграли Луи Гаррель и Ева Грин (эти двое целых двадцать лет назад дебютировали в большом кино в «Мечтателях» Бернардо Бертолуччи).
Знаменитая тройная дуэль с пустыря за аббатством перенеслась в какой-то лес, на перекресток с чьим-то внушительным каменным надгробием. В разных экранизациях той сцены гвардейцы кардинала превосходят мушкетеров короля в разной степени и пропорции. Где-то их действительно четверо против семерых, но бывало и четверо на сорок и даже на пятьдесят. В этом смысле бурбулоновский фильм не грешит мегаломанией, но все же не может устоять перед соблазном снять эффектную, динамичную, а главное, продолжительную по хронометражу боевую сцену. Так что в первой стычке с извечным противником юный гасконец и его новые приятели отправляют к праотцам не меньше двадцати человек.
И делают это довольно брутально так, без песен, танцев, шуток и прибауток. Бурбулон явно не смотрел фильм Юнгвальд-Хилькевича, но совершенно точно ознакомился с южнокорейским сериалом 2014 года – драки в новых французских «Трех мушкетерах» жестокие, кровавые и снятые одним сверхдлинным планом без монтажных склеек. Снимать таким образом страшную резню и массовое человекоубийство пробовал еще Ридли Скотт в «Гладиаторе» или Стивен Спилберг в «Спасении рядового Райана», но сегодня, когда говорят про эффектно поставленные боевые сцены, вспоминают индонезийский «Рейд», гонконгские боевики Джона Ву или франшизу про «Джона Уика». Кассель, Дюрис, Мармай и Сивиль убивают своих врагов в азиатском стиле, натуралистично и во всех физиологических подробностях – пронзают насквозь раритетными шпагами или вышибают фонтаны крови выстрелами в упор из кремневых пистолетов.
За исключением кардинала Ришелье никто тут не носит красное. Да и синее не в ходу. Гвардейцев и мушкетеров намного сложнее идентифицировать по цвету одежды. В фильме Бурбулона и те и другие предпочитают какие-то землистые тона, потертую кожу, длинные мятые плащи, как в фильмах о Диком Западе. И, конечно, шляпы. Гигантские, широкополые, как правило черные, перья на этих шляпах – почти единственная часть реквизита, где художники фильма не поскупились на цвета.
Подвески королевы на этом фоне выглядят каким-то варварским ожерельем, которое постоянно срывают то с нее самой, то с Бекингема и швыряют, засовывают в несколько разных декольте, одним словом, обращаются с ювелирным украшением эпохи барокко без привычного советским зрителям почтения. Возможно, потому, что история с подвесками, которая была главным событием романа Дюма, его драматургическим двигателем, здесь лишь эпизод, часть второстепенной любовной линии третьестепенных персонажей. Основной конфликт сюжета – не королевский адюльтер, а гражданская война между католиками и протестантами и противостояние партии разжигателей войны во главе с Ришелье и миротворцев, на стороне которых выступает Д’Артаньян.
Впрочем, за первые два часа фильма и те и другие успели только наметить грядущий эпический антагонизм. «Три мушкетера» Бурбулона – двухсерийное кино, или, как сегодня говорят, дилогия. Так же как два фильма Лестера, на которые французский режиссер оглядывался, похоже, в большей степени, чем на какие-то другие. Только подзаголовки в 2023-м году стали лаконичнее. В 1973-м все это называлось «Подвески королевы» и «Месть миледи», а 50 лет спустя стало «Д’Артаньян» и «Миледи». Что, конечно, не значит, что за эти 50 лет кинематографисты снимать разучились. Просто французы XXI века предпочитают диалогам экшен.
Персонажам Евы Грин и Венсана Касселя, которые не так давно прекрасно разыграли сложнейшую любовную интригу в шпионском триллере «Связь», так и не удалось встретиться тет-а-тет в первой части «Трех мушкетеров». Похоже, все совместные крупные планы у них еще впереди. «Миледи» обещают выпустить на экраны в декабре 2023-го.
Удачного просмотра.