Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Любовь во время трибунала. Павел Матяж – о фильме «Нюрнберг»

3 марта 2023, 10:15
Любовь во время трибунала. Павел Матяж – о фильме «Нюрнберг»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
В преддверии 8 Марта режиссер Николай Лебедев («Легенда №17») осчастливил всех российских женщин экранизацией истории любви советского разведчика и очаровательной изменницы родины на фоне «судебного процесса века», поставленной по книге бывшего заместителя генерального прокурора Российской Федерации.

О Нюрнбергском процессе написаны сотни книг и сняты десятки документальных фильмов. А вот художественных до недавнего времени было всего два: канонический и оскароносный «Нюрнбергский процесс» Стенли Крамера 1961 года с Бертом Ланкастером, Джуди Гарленд и Марлен Дитрих и мини-сериал Ива Симоно «Нюрнберг» 2000-го, с Алеком Болдуином, Кристофером Пламмером, Максом фон Сюдовым и Шарлоттой Генсбур.

Любовь во время трибунала. Павел Матяж – о фильме «Нюрнберг»
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Нюрнберг», режиссер Ив Симоно, США, 2000 год

По какой-то причине в СССР и РФ знаменитый суд над фашистами не интересовал никого, кроме военных историков. Советские кинорежиссеры сняли о войне с немцами сотни художественных фильмов в самых разных жанрах. Даже спустя 78 лет после окончания Великая Отечественная суперактуальна для российских зрителей и кинопроизводителей. Но до нынешней премьеры россияне предпочитали наблюдать за тем, как их деды и прадеды убивают фрицев на поле боя. Только в 2018 году тогдашний министр культуры Мединский объявил о планах по созданию отечественного художественного фильма на тему нюрнбергского трибунала.

Планам этим суждено было сбыться спустя пять лет при другом министре и в другой стране (по меньшей мере территориально). За эти пять лет военные преступники и их преступления из исторического кино переместились в выпуски новостей, а риторика нюрнбергского процесса стала для участников украинского конфликта повседневным языком. Разница между преступлениями против мира и преступлениями против человечности прямо сейчас является предметом горячих споров по обе стороны Днепра. Споров совсем не гипотетических – те, кто на правом берегу, очень хотели бы устроить своим оппонентам подобие московских процессов 1930-х, а те, кто слева, – доставить своих врагов в Гаагу.

Любовь во время трибунала. Павел Матяж – о фильме «Нюрнберг»
Фото: kinopoisk.ru

«Нюрнберг» Николая Лебедева ориентирован на правобережную российскую аудиторию. Едва ли фильм получит прокат и заинтересует сегодня кого-то на Западе. Чтобы избавиться от ненужных в Москве трактовок и ассоциаций, Лебедев даже лишил главного обвинителя от СССР на Нюрнбергском процессе Романа Руденко его характерного южнорусского говора. Одиозный сталинский прокурор, участник массовых репрессий, входивший в состав одной из особых «троек», лично осудивший на смерть больше 10 000 советских граждан, был уроженцем села Носовка под Черниговом. Сергей Безруков, который играет Руденко в «Нюрнберге», скрупулезно изучил все речи своего героя и говорит в кадре только те слова, что были зафиксированы стенограммой суда, но на чистом русском языке, без какого-либо акцента.

Впрочем, Руденко хотя бы удалось сохранить имя, фамилию и звание. Остальные участники советской делегации, которых сыграли Евгений Миронов, Игорь Петренко и Сергей Кемпо – вымышленные персонажи, собирательные образы абстрактных солдат Красной армии. Собственно, и к трибуналу каждый из них практически не имеет отношения. Один решает различные хозяйственные вопросы, второй пытается не ударить в грязь лицом перед американцами, третий вообще прибыл в город по личному делу, никак не связанному с Герингом, Риббентропом, Кальтенбруннером и прочими.

Именно этот третий офицер, а вовсе не Руденко или кто-то еще, является главным героем российского «Нюрнберга». Капитан разведки Волгин бродит по развалинам городских кварталов в поисках брата, а находит прекрасную юную девушку (Любовь Аксенова) в красном беретике. Фанатичный сталинист с ходу определяет в ней предательницу – она же была угнана в плен и работала на военном заводе, бомбы делала для немцев! Но красавица проявляет настойчивость, и сердце красного героя тает от любви.

Любовь во время трибунала. Павел Матяж – о фильме «Нюрнберг»
Фото: kinopoisk.ru

Поиски пропавшего в разрушенном немецком городе, опасная и очень соблазнительная восточноевропейская шпионка, бывшие офицеры гестапо, плетущие какой-то зловещий заговор, – все это смутно напоминает старинный (1949) и так же снятый в декорациях послевоенной Германии американский нуар «Третий человек». Но никак не объясняет, при чем здесь вообще судебный процесс над нацистскими преступниками, который в трейлере к «Нюрнбергу» называют не иначе, как «процесс века». А ни при чем. Нюрнбергский процесс в фильме про нюрнбергский процесс – не более чем второстепенная сюжетная линия, фон для остросюжетного любовного романа.

Благородная актерская ярость прокурора Безрукова может сколько угодно вскипать как волна, но и он сам, и все фашистские топ-менеджеры, которых он изобличает в кадре, в этом сюжете лишь эпизодические персонажи, третьего-четвертого порядка. Большинству из них не досталось никаких реплик, сценаристы «Нюрнберга» не пытались раскрыть их мотивацию, понять психологию или просто наделить хоть какими-нибудь чертами характера. Даже сделать их стереотипными картонными злодеями не удосужились.

С помощью чего они собирались в следующих поколениях, для которых Вторая мировая – это что-то очень далекое из учебников истории, возбудить ненависть к фашизму и фашистам, совершенно непонятно. Руководители Третьего рейха из фильма Николая Лебедева – не герои, конечно, сочувствовать им нет никаких причин, но и не злодеи, они просто весь фильм молча перемещаются из помещения в помещение и недовольно хмурят брови, прижимая к ушам наушники с синхронным переводом. Более того, советские солдаты и офицеры, которые должны быть хорошими парнями, в этом фильме совсем не похожи на рыцарей без страха и упрека, они постоянно совершают сомнительные с точки зрения морали поступки, подозревают друг друга и ведут двойную игру.

Любовь во время трибунала. Павел Матяж – о фильме «Нюрнберг»
Фото: kinopoisk.ru

Что же это за сюжет такой? Вместо того чтобы русским языком внятно обличить преступников, предъявить неопровержимые доказательства, вынести справедливый приговор и наказать виновных, Лебедев и его соавтор, бывший зам. генерального прокурора Российской Федерации Александр Звягницев, предлагают зрителям какой-то мутный шпионский детектив. Нечто вроде советского фанфика бондианы, где доблестный русский разведчик соблазняет красоток и побеждает злодеев, по-пластунски обходя ловушки и сражаясь до последнего патрона на вражьей безымянной высоте, которая по случайному совпадению находится в черте небезызвестного города Нюрнберг.

Возможно, изначально, в 2018-м, Мединский и его сотоварищи из российского исторического общества действительно ориентировались на то, чтобы дать ответ голливудским драмам про нюрнбергский трибунал. и собирались обогнать Америку с помощью честного российского судебного процедурала. Сценарист Звягницев известен как один из крупнейших в России специалистов по Нюрнбергу, он автор сотен статей, десятков документальных фильмов и книг на эту тему. В режиссеры планировалось пригласить и Никиту Михалкова, у которого за плечами есть как минимум «12», и даже Оливера Стоуна, который когда-то получил «Золотой глобус» за JFK.

Любовь во время трибунала. Павел Матяж – о фильме «Нюрнберг»
Фото: kinopoisk.ru

Но съемки все откладывались. То из-за пандемии, то из-за антироссийских санкций. Снимать удалось начать только в конце 2021-го. А еще через несколько месяцев даже слишком обширное цитирование гневных обвинительных речей прокурора Руденко стало вызывать нежелательные ассоциации. Уж очень они теперь «неоднозначно» воспринимаются.

Удачного просмотра.