Российское кино принято ругать, а кассовые успехи новогодних блокбастеров объяснять не талантом их создателей, а картельным сговором Министерства культуры и некоторых продюсеров. Однако в прошлом году один из таких прикормленных специалистов параллельно с «Чебурашкой» снимал еще один фильм. Значительно более интересный, да еще и в очень нетривиальном для себя самого и российского кино вообще жанре.
По какой-то причине в РФ не очень часто снимают ужасы, а если и снимают, то про маньяков. На втором местe – curse-horror про разных потусторонних демонов и призраков. Или про зомби. Зоо-хорроров вроде «Челюстей», «Анаконды», «Призрака и тьмы» или «Куджо» ни при Путине, ни до него не снимали.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Если поднапрячься, можно вспомнить мало кому сегодня известный сериал «Полнолуние» 2004 года с Епифанцевым, Бочкиным и Порошиной. В самом начале героев там съели волки. Правда, в следующих сериях опасность представляли уже не дикие звери, а мифологическое существо, оборотень. Так что, строго говоря, это и не animal-horror вовсе. Но кроме него сравнивать не с чем.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
И вот спустя почти 20 лет в российских кинотеатрах снова можно увидеть, как волки нападают на людей. А режиссер Дмитрий Дьяченко и его продюсер и сценарист Алексей Казаков, который тоже до этого в каких-либо других, кроме комедийного, жанрах не был замечен, неожиданно для всех и, вероятно, даже самих себя, стали создателями первого полноценного российского зоо-хоррора с многозначительным названием «Бешенство». Невероятно резкая смена регистра — с 2005 года не снимал человек ничего, кроме комедий про преуспевающих людей в столице и ее окрестностях, и тут вдруг глухая провинция, мороз -40, коррупция, кровища и бешеные волки.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Чтобы сразу погрузить зрителей в леденящий кровь кошмар и пресечь недоверие, Дьяченко начинает свой фильм на кладбище. Суровый батя (Алексей Серебряков) на дорогущем черном джипе привозит своего сына-наркомана (Всеволод Володин) на малую родину и знакомит таким образом с предками. В могилах под метровым слоем снега лежат батины одноклассники и друзья из соседних дворов. Почти все они погибли от наркотиков еще в девяностые и теперь выживший, тогда строгий, но справедливый отец тычет ребенка носом в этот живой пример. В смысле, наоборот, в мертвый.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
На этом пытки не заканчиваются. В следующей сцене Серебряков в классическом стиле «Города без наркотиков» приковывает сына наручниками к батарее, включает ему мультики про Тигренка и Черепаху, а сам отправляется пить водку с соседом. Там выясняется, что безутешный отец, так же как его уральские вдохновители из 90-х, не совсем бескорыстен в своем желании вылечить сына. На него заведено уголовное дело, и сейчас, устраивая ребенку этот мрачный таежный детокс, он одновременно скрывается от московской полиции.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Хитрецом героя Серебрякова не назовешь, да это и не детектив. Вместо того чтобы выключить телефон и выбросить симку, пьяный батя смотрит всю ночь душераздирающие хоум-видео, на которых его бешеный ребенок носится по квартире в поисках денег и ценных вещей. Сидящий на «хмуром» наследник, в свою очередь, не так уж прост и припрятал от папы немного героина, чтобы не очень скучать среди алтайских снегов.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Остросоциальной драме на болезненную тему не дают развернуться бешеные волки. Посреди ночи несколько обезумевших хищников врываются в деревню и начинают убивать людей и животных. В результате отец, сын, а также местные полицейский (Евгений Ткачук) и егерь (Александр Устюгов) переносятся в фильм ужасов и вынуждены действовать сообща, чтобы выжить в борьбе с дикой природой.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
В России такого никто и никогда не снимал, но в США и Европе, где animal-horror намного более популярен, множество прекрасных образцов жанра появилось в 1980-е и 1990-е. Да и сейчас истории про джунгли, горы, леса или саванны, кишащие кровожадными хищниками, снимают не так уж редко. Наиболее очевидным референсом «Бешенства» можно назвать The Grey 2011 года (у нас его почему-то переводят как «Схватка»). Лиам Нисон и компания бывших зэков попали там в идентичную ситуацию и отбивались от стаи волков посреди заснеженной Аляски.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
На первый взгляд тут совпадают и сеттинг, и тип четвероногих хищников, и чисто мужской коллектив персонажей истории, и даже главный герой – такой же усталый и помятый отчаявшийся мужчина с туманным полукриминальным прошлым.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Однако назвать Дьяченко и Казакова плагиаторами будет не совсем справедливо. Несмотря на множество пересечений, это совсем разные истории. The Grey — рассказ о воле к жизни. Депрессивного сиуцидника, которого играет Нисон, нужно было бросить в лесу на съедение голодным волкам, чтобы он снова почувствовал желание жить. У Серебрякова в «Бешенстве» нет проблем с депрессией, он приехал в тайгу совсем по-другому поводу, да и вообще, если честно, не такой уж он там и главный герой.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Несмотря на нарочито примитивную, даже пещерную, можно сказать, фабулу о столкновении людей и зверей, охотников и добычи, хищников и жертв, «Бешенство» — история об искуплении. Молит о прощении и мучается чувством вины тут не только сын-наркоман, но и его суровый отец, который привык откупаться от всего на свете, и деревенский мент-коррупционер, и даже егерь, которому в тайге вроде бы и деньги-то ни для чего не нужны.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
В стране, пораженной бешенством, не осталось невиновных, круговая порука мажет, как копоть, система заражает всех и каждого. И в утопающей в роскоши столице, и в глухих деревнях, где вообще ничего нет, кроме снега, волков и медведей. Спасение, по мнению Дьяченко, в детях, еще не замазанных, не вовлеченных и не отравленных ядом. Любопытный, хотя, если подумать, вполне закономерный вывод для человека, который только что заработал шесть миллиардов на «Чебурашке».
Удачного просмотра.