В неназванной испаноговорящей стране на всех без исключения деревьях созрели апельсины (больше похожие на мандарины, если честно). Но спокойно собирать урожай местным фермерам мешает мохнатое и чрезвычайно ушастое существо, которое повадилось воровать и пожирать богатые витаминами фрукты. Чтобы спасти свой бизнес, предприимчивые испанцы заманили мутанта в ловушку и, скорее всего, зарубили бы лопатой, если бы не внезапно налетевший торнадо. Природный катаклизм радикальным образом обесценил все их усилия и унес неизвестное науке животное вместе с урожаем цитрусовых в Россию.
Слово «Россия» здесь тоже не произнесут, но в курортном городке, где мохнатое чудовище приземляется вместе с оранжевыми бомбами, можно без особого труда узнать Сочи. Апельсиново-мандариновый дождь обрушивается на сочинский дендрарий, чем доставляет немало удовольствия тамошним дворнику и мороженщице, но добавляет хлопот мрачному садовнику Геннадию Петровичу (Сергей Гармаш), который и без того не слишком-то радуется жизни.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Заслуженный работник дендрария страдает от обсессивно-компульсивного расстройства, которое заставляет его с маниакальной дотошностью следить за качеством стрижки газонов и строгостью геометрии развешанных по стенам саперных лопаток. Он ненавидит детей и взрослых, нарушающих идеальный порядок на его рабочем месте, а вечерами после службы забирается в мезонин своего сказочного трехэтажного домика, чтобы контролировать (ему самому больше нравится глагол «присматривать») соседей с помощью подзорной трубы. На самом деле больше остальных деда-вуайериста волнует его дочь Татьяна, которая не разговаривает с отцом уже много лет из-за нанесенной им еще в детстве психологической травмы.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Детская травма передалась через поколение и внуку Геннадия Петровича, Грише. Вот только если его мама не разговаривает персонально с отцом, то бедный пятилетний мальчик на этом фоне не говорит вообще. Так бы они и коротали долгие годы в трагическом молчании, мучаясь от взаимных обид, травм и чувства вины, если бы не испанское торнадо и принесенный им зверек-психотерапевт.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Это далеко не все проблемы, которые Чебурашке предстоит решить на новом месте жительства. Помимо психологической есть еще и материальная сторона дела. Маленький, но гордый бизнес Татьяны Геннадьевны по производству и продаже шоколада и конфет желает заполучить глава конкурентов, эксцентричная пожилая миллиардерша, владелица шоколадной фабрики и коллекции невообразимых шляп Римма (Елена Яковлева). Чуть позже объектом ее желания становится и сам Чебурашка – акула капитализма хочет купить его для своей истеричной внучки. Так что весь остальной фильм сама Римма, ее крысообразный помощник Ларион, корпоративная служба охраны, а также сочинская полиция и санэпидемстанция будут кошмарить малый шоколадный бизнес, шантажировать, отжимать и прессовать бедную женщину и ее семью.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Но и это еще не все. Кризис идентичности, который заложил в персонажа еще сам Успенский, тревожит Чебурашку даже сильнее, чем раньше. Ну вы помните: «я был когда-то странной игрушкой безымянной, к которой в магазине никто не подойдет». Несчастный лопоухий мутант до сих пор не может понять, кто он такой. Земляки-испанцы особенно не распространялись по поводу происхождения странного существа. Сочинцы также не смогли помочь ему в разрешении экзистенциального вопроса, а данные ими милые прозвища «белорусская вислоухая овчарка», «йети» и «попузьяна» только запутали бедное животное.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
В схожей ситуации оказались и сценаристы «Чебурашки» вместе со всеми своими режиссерами и продюсерами. Они снимали свой фильм, не имея на большинство персонажей истории никаких прав. Авторские права на Чебурашку, крокодила Гену, Шапокляк и многие другие элементы придуманного Успенским мира принадлежат сегодня японской SP International. Японцы довольно активно использовали их и сняли несколько сериалов и полнометражных мультфильмов о Чебурашке, крокодиле Гене и старухе Шапокляк. Поэтому сегодня создатели «Чебурашки» не смогли использовать ни мультфильмы студии «Союзмультфильм» Романа Качанова, ни одну из восьми книг о Чебурашке, написанных Эдуардом Успенским, а были вынуждены придумать совершенно новую историю.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Но едва ли это сильно смутило таких профессионалов, как режиссер Дмитрий Дьяченко и команда его продюсеров и сценаристов, всех этих Златопольских, Верещагиных, Илоянов, Шляппо и Ко, авторов новогодних блокбастеров про «Последнего богатыря» и «Холопа».
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Новый «Чебурашка» прекрасно вписывается в их карнавально-открыточную сказочно-ностальгическую Русь/СССР/РФ. Да, тут нет говорящих крокодилов и старушек с маниакальной тягой к разрушению, но есть их альтер-эго в виде персонажей Гармаша и Яковлевой. Даже крыске Лариске придумали замену – топ-менеджера шоколадной корпорации Лариона в исполнении артиста Дмитрия Лысенкова.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
В смысле подхода это такое же попурри из цитат и адаптаций под российские реалии популярных голливудских мемов – то, на чем в начале нулевых держалась франшиза про Шрека и до сих пор держатся «Последние богатыри». Типа пост-метамодернизм по-русски. Домик Гены Гармаша заимствован из пиксаровского «Вверх», а сам мизантропичный дед-отшельник немножко оттуда же, чуть-чуть из «Амели», чуть-чуть из «Собаки Баскервилей». Тут есть отсылки к «Шоколаду», «Чарли и шоколадной фабрике», «101 долматинцу», «Круэлле» и даже к «Бегущему по лезвию» Ридли Скотта и «Нечто» Карпентера, для насмотренных киногурманов, которые каким-то образом могут оказаться в зрительном зале. Использована и советская классика: «Собачье сердце», «Ирония судьбы» и «Три мушкетера» Юнгвальд-Хилькевича. А на посошок в сцене после титров вспоминают бессмертный детсадовский анекдот про «уберите этого с руля».
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Визуально это тоже примерно на уровне голливудских фильмов средней руки начала нулевых. Что-то вроде «Элвин и бурундуки», где живые актеры взаимодействовали с нарисованными на компьютере персонажами. Ну только в ситуации с «Чебурашкой» такой персонаж всего один. И, в отличие от бурундуков Элвина, значительно более небрежно нарисованный.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Волосы на теле Чебурашки живут своей особой жизнью, а светотеневой рисунок принимает неожиданные формы. Но самое неприятное – это размер и пропорции компьютерного животного. В разных сценах он непредсказуемым образом увеличивается или уменьшается, уши его тоже растягиваются и сжимаются. Рот, полный зубов, и неживые, будто нарочито «пластмассовые», глаза существа создают «эффект зловещей долины». И актеры, взаимодействующие с ним, только подчеркивают это – практически во всех сценах очень заметно, что они разговаривают с пустотой и не чувствуют объем, когда пытаются брать цифровое чудо на ручки и переносить с места на место. Чебурашка выглядит так жутко, что для того, чтобы не отпугнуть потенциальных зрителей от похода в кино, прокатчики не предоставили профильным кинопорталам ни одного скриншота, где ушастое недоразумение было бы в кадре. Но найти их в Сети все-таки можно.
Забота прокатчиков о чувствах потребителей не пропала даром — «Чебурашка» на невероятном и недосягаемом топе. До января 2023-го российский прокатный рекорд принадлежал Джеймсу Кэмерону и его «Аватару» 2009 года, который собрал в наших кинотеатрах 3,5 млрд рублей. И вот сегодня и по крайней мере до следующего нового года лидерами стали Дьяченко, Илоянов, Шляппо и Ко. Как же им это удалось?
Фото: kinopoisk.ru |
---|
К сожалению, это не имеет никакого отношения к качеству самого фильма, его сценарию, работе, скажем, оператора, композитора, актеров или даже маркетологов. На 99% это административный ресурс, зачистка проката от западных конкурентов. Российским кинозрителям, больше половины которых ходят в кино один раз в год, в новогодние каникулы, просто не из чего было выбирать.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Эта практика введена у нас в стране уже довольно давно. Именно благодаря ей в новогодние каникулы в 2017, 2020 и 2021 годах заработали по 2 миллиарда рублей три разные части «Последних богатырей», а в 2019-м целых 3 миллиарда отхватил «Холоп». Если бы параллельно с ними в наш прокат попали международные релизы тех лет – «Звездные войны», «Мстители» или «Дюна», Илоянов и Шляппо не собрали бы и 10% этих сумм, фильмы бы провалились в прокате и продюсеры не смогли бы собрать деньги на следующие. И так далее. Но благодаря коллаборации с министерством культуры, нескольким избранным российским продюсерам удалось наладить успешную работу механизма по сбору новогодней кинопрокатной кассы.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Даже в этом году, когда голливудские студии сами покинули российский прокат, власти рекомендовали кинотеатрам придержать пиратский релиз нового «Аватара» до конца каникул, чтобы не портить «Чебурашке» малину. И это печальнее всего, конечно. Российскому массовому кино нечего противопоставить голливудскому. Но вместо того, чтобы тянуться за лидером, пытаться делать круто и качественно, вкладывать больше денег и снимать современное интересное кино, мы просто закрываем на «Аватар» глаза и делаем вид, что его не существует.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Сравнивать «Аватар» и «Чебурашку» просто смешно. Эти фильмы снимали как будто на разных планетах. И в разных веках. Но пока космические технологии Кэмерона собирают по всему миру миллиарды долларов, в нашей параллельной вселенной побеждает и царит «Чебурашка», которого при 850 миллионах рублей бюджета все равно оказались не в состоянии нормально нарисовать.
А зачем, собственно, это делать? Победителей не судят. Нет никакой мотивации и никакого смысла чего-то выдумывать, вкладывать деньги в CGI, если все и так работает. Через год или два, когда выйдет какой-нибудь «Последний богатырь против Чебурашки», ушастое недоразумение будет выглядеть точно так же убого, а соберет уже 5 миллиардов. Не меньше.
Удачного просмотра.