При просмотре подобных фильмов надо держать в уме два непреложных факта: «байопик» не равно «документалка». Исторически верные коллизии, характеры, события помещены в драматургический контекст и в угоду им могут весьма вольно меняться. Так было в «Гонке» Рона Ховарда, когда конфликт Джеймса Ханта и Ники Лауды выкрутился со 100 на 1000%, например.
Второй момент: мало-мальски честный байопик в принципе невозможен. Если речь идет о временах далеких (князя Владимира, например) — там вся фактура смыта тьмой веков и теряется в расфокусе смутных (а то и утерянных) источников. Про времена оные толковый байопик невозможен, если живы одно или несколько действующих лиц, фамилий, компаний.
Собственно, так и тут.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Фильм начинается с радостных кадров возвращения молодого отрока с войны. Нам стыдливо не говорят, с какой и чем он там был занят. Но благодаря многозначительной картинке все всё понимают: на дворе — Италия сороковых, а в кадрах возвращения мелькают фасции (перетянутые пучки веток, от лат. fasces и ит. fascio произошел термин «фашизм»).
И это единственный смелый и откровенный момент фильма.
Дальше полтора часа нам дают краткий пересказ страницы из «Википедии», драматургически оформленный как типичная плоская история в жанре Пацан к успеху шел. Это когда Уверенный В Своих Силах юноша упорно идет к намеченной Цели. Попутно он хрестоматийно теряет контакт с сыном и регулярно толкает речи в духе Тони Роббинса (и цитат Джейсона Стэтема): о том, как важно Жить по Мечте, Менять Мир, Творить Историю, и прочая, прочая, прочая.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Абсолютно впроброс — роковой конфликт с заносчивым Энцо Феррари. Абсолютно схематично — инжиниринг и, собственно, суперскость каров Lamborghini. Совершенно на периферии — семейные дрязги успешного промышленника.
Отдельный слой никчемности фильма — итальянцы в кадре ведут себя не как итальянцы, а как канонические белозубые воротилы с Уолл-Стрит. Да в одном пограничнике римского аэропорта итальянского жара и экспрессии больше, чем во всех героях этого фильма! Он сначала осек мое «Hello» строгим окриком «Бон джорно!, а не хелло», потом уронил сигаретный пепел на мой паспорт (да, на погранконтроле римского аэропорта), а в итоге вообще шлепнул штамп, не глядя, прямо на визу.
Вот это — итальянцы, а в кино — какой-то заменитель, идентичный натуральному.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Иконический конфликт Ферруччо и Энцо слит просто бездарно. На одном этом столкновении можно выстроить целый сериал с прологом и эпилогом, но авторы ограничились минутным эпизодом. Потому что углубление и детализация конфликта не нужны ни акционерам Automobili Lamborghini S.p.A, ни прославленной фамилии Феррари. |
На выходе — ни фактуры, ни драматизма. Полтора часа лакированного и комплиментарного пресс-релиза, а иначе и быть не могло, пока живы хотя бы одно или несколько действующих лиц, фамилий, компаний. Пока есть отделы маркетинга и связи с общественностью Automobili Lamborghini, пока живы причастные и соблюдают NDA (соглашение о неразглашении), никакой драмы и исторической правды ждать не приходится.
А когда все помрут — и подавно не увидим, потому что драма и фактура уйдут в расфокус тьмы веков.
Что посмотреть вместо плохого байопика
Тракторы Lamborghini выпускают до сих пор, и на заре 66.RU мы на таком даже катались. Многие картинки, правда, за древностию лет убились, но текст Константина Георге по-прежнему хорош.