Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Порадуйте свои вкусовые сосочки. Павел Матяж — о фильме «Меню»

28 ноября 2022, 09:57
Порадуйте свои вкусовые сосочки. Павел Матяж — о фильме «Меню»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Российские пираты завладели новым прокатным хитом от американской кинокомпании Searchlight Pictures. За минувший уикенд «Меню» заработало в кинотеатрах США $ 15 млн. В главных ролях Рэйф Файнс, Николас Холт, Аня Тейлор-Джой, Хонг Чау и Джон Легуизамо.

Searchlight Pictures, которая является дочерней компанией 20th Century Fox, которая в свою очередь является дочерней компанией Walt Disney Studios, вместе со всеми своими материнскими корпорациями присоединилась к антироссийским санкциям и не предоставляет свою продукцию кинопрокатчикам из РФ. Однако их новый фильм, вероятно, пришелся бы ко двору в нашем антизападном королевстве. Ведь это жесткая сатира на капиталистическое общество.

К тому же едва ли кто-то из российских чиновников и дипломатов сможет в ближайшие годы побывать в ресторане «Хотторн», который стал площадкой для «Меню». Входной билет в это заведение стоит $ 50 000. Расположено оно на удаленном островке в Северном море. Большая часть ингредиентов для местной кухни растет и обитает на острове и в его прибрежных водах под контролем агрессивного блока НАТО. Меню фиксировано, то есть посетители ресторана не могут выбирать блюда — шеф-повар решает за них. А сам шеф — не просто знаменитость, он гуру, маг, лидер культа, местное божество.

Прошли те времена, когда повар был одним из безымянных членов профсоюза, молчаливо выполнявшим какие-то рутинные механические действия в глубинах кухни. Сегодня на шеф-поваров идут как на кинозвезд, приготовление пищи превратилось в театральное представление, а само место ее приготовления — в храм, святыню для гурманов.

«Хотторн» — это вымышленное место, однако у него есть аналоги и в реальном мире. Географически ближе других копенгагенский ресторан Noma, обладатель трех звезд Мишлена, расположенный в здании старого склада на берегу канала в районе Кристиансхавн. Забронировать столик в «Номе» стоит 3500 датских крон (около 20 000 рублей) с человека, а на кухне там готовят, кроме всего прочего, мох, лишайник и костный мозг.

Модные заведения, семечки кациуса и дефлопе с крутоном высмеивал еще «Квартет И» в начале нулевых. Уже тогда в России было множество ресторанов высокой кухни. А всего за год до начала специальной военной операции звезд Мишлена удостоилось сразу несколько московских заведений. Не такой уж у нас тут и медвежий угол. Обеспеченные россияне давно готовы к изысканной кухне. А сама эта кухня готова стать мишенью для социальной критики.

Звезда Голливуда Рэйф Файнс играет в «Меню» Джулиана Словика, шеф-повара ресторана «Хотторн», аристократа-автократа, поглощенного своим величием и кайфующего от собственных высокомерия и снобизма. Он тщательно отобрал 12 человек, которые удостоятся чести быть приглашенными в его заведение, чтобы отведать там чего-то невероятного.

Каждый из этих избранных патрициев представляет собой архетип потребителя сверхдорогого ресторана. Николас Холт сыграл фаната высокой кухни, который превратил поедание в хобби и теперь не может не фотографировать еду и не комментировать эти фотографии описаниями состояния своих вкусовых сосочков. А Джон Легуизамо — практически самого себя, тщеславного, но всеми позабытого киноактера, который теперь, чтобы хоть как-то вернуть себе былую популярность, выдает себя за друга шеф-повара. С ним его ассистентка и любовница (Эйми Карреро — «Предложение»), которая давно хочет уйти от босса, но не может, поскольку довольно серьезно у него приворовывает.

Кроме них посреди ресторана на острове оказались: одиозная ресторанная критикесса (Джанет Мактир — «Грозовой перевал») и ее бесхребетный редактор (Пол Адельштейн — «Мемуары гейши», «Соучастник»), пара престарелых миллионеров (Рид Бирни — «Идеальное убийство» и Джудит Лайт — «Дурнушка Бетти») и три топ-менеджера транснациональной корпорации (Роб Янг — «Форс-мажоры», Артуро Кастро — «Силиконовая долина», Марк Ст. Кир — «Маршалл).

Единственная, кто вызывает беспокойство у всезнающего и всемогущего кулинарного гуру, — это гостья номер 12, которая получила приглашение в последний момент и кажется чужой на этом празднике жизни. Восходящая голливудская звездочка Аня Тейлор-Джой («Ход королевы», «Прошлой ночью в Сохо», «Амстердам», «Варяг») попала в «Хотторн» случайно. Она тут олицетворяет зрителя, широкую общественность, плебеев. Словно Камиль из «О чем говорят мужчины», она вообще не понимает, где оказалась, что тут происходит, кто все эти люди и почему она, придя в ресторан как клиентка, не может заказать себе чизбургер средней прожарки.

Вот только Аня и ее героиня Марго попали, к сожалению для себя, в фильм совсем другого жанра. «Меню» — пусть комедийный, но все-таки триллер. Вся эта последовательность сцен представляет собой сатиру на капиталистическое общество, в основном западное, хотя среди персонажей есть как минимум один азиат и пара латиноамериканцев (странно, что нет русских, неужели у голливудских сценаристов нет к нашим нефтегазовым олигархам никаких претензий?). Но гостей здесь собрали не только для того, чтобы высмеивать их.

Шеф Словик, словно судья из «Десяти негритят», задумал покарать зажравшихся капиталистов и приготовил им незабываемый ужин в назидание современникам и потомкам. Однако способ, которым рассерженный представитель сферы обслуживания собрался проучить своих потребителей, невозможно раскрыть во избежание спойлеров. Можно только сказать, что буквальный перевод названия ресторана Hawthorn на русский — это забавный, но все равно ложный след. Писать рецензии на детективы — невероятная морока.

Возможно, что-нибудь подскажут имена производителей данного гастрономического триллера. Режиссером «Меню» стал британец Марк Майлод, подаривший человечеству такие хитовые телешоу, как «Красавцы» и «Наследники». Продюсировал Адам Маккей, недавно прославившийся апокалиптическим шедевром «Не смотрите наверх», а до этого ответственный за политические триллеры «Власть», «Игра на понижение» и авангардную комедию «Копы в глубоком запасе».

Майлод и, даже в большей степени, Маккей зарекомендовали себя как последовательные критики капитализма, глобализма и всего, что с этим связано. В работе над «Меню» они утверждаются в своем нигилизме еще сильнее и с каждым следующим блюдом все больше стирают границу между плебеями и патрициями. Сложно, да и невозможно, во избежание спойлеров, сказать, к чему клонят эти революционеры от киноискусства. Кроме того, что месть сверхбогатым и знаменитым они советуют подавать не холодной, а совсем наоборот, приготовленной на открытом огне.

Удачного просмотра.