Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Лучшая адаптация киберпанка со времен «Бегущего по лезвию». Павел Матяж — о «Периферийных устройствах»

24 октября 2022, 14:22
Лучшая адаптация киберпанка со времен «Бегущего по лезвию». Павел Матяж — о «Периферийных устройствах»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
На пиратских торрентах появились первые две серии нового научно-фантастического телешоу от Amazon по роману живого классика киберпанк-литературы Уильяма Гибсона The Peripheral.

Киберпанк мимоходом изобрел великий американский фантаст Филип К. Дик, когда написал «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». Его не менее великий последователь Уильям Гибсон сделал все для того, чтобы киберпанк оформился как жанр. Именно в его серии романов «Нейромант» читатели узрели упадок человеческой культуры на фоне технологического прогресса в компьютерную эпоху. Однако он, скорее всего, так и остался бы нишевым развлечением для сай-фай гурманов, если бы не «Матрица» и «Призрак в доспехах». В конце 1990-х братья Вачовски и Мамору Осии познакомили с киберпанком максимально широкую общественность и сделали его мейнстримом.



В XXI веке, золотом веке сериалов, за продвижение киберпанковской эстетики отвечают такие телешоу, как «Черное зеркало», «Видоизмененный углерод» и «Мир Дикого Запада». «Периферийные устройства» — ультрамодный представитель семейства, адаптация одноименного романа Гибсона 2014 года, предназначен для самой новой аудитории. Не то чтобы детской, но совершенно точно рожденной в этом веке.

Главные герои «Периферийных устройств» — семья геймеров, брат и сестра Фишеры, Флинн (Хлоя Грейс Морец — «Пипец», «Суспирия») и Бертон (Джек Рейнор — «Солнцестояние», «Перестрелка»). Они прозябают в какой-то глухой американской провинции в 2032 году, ухаживают за смертельно больной матерью и зарабатывают ей на дорогущие лекарства тем, что долбятся в сетевые VR-игры. Богатенькие ламеры охотно нанимают их в свои команды, чтобы те за деньги помогали им проходить сложные уровни.

Флинн в игре даже более креативна, чем Бертон. В самых лютых и безвыходных мальчиковых перестрелках она выступает этакой Мэри Сью, мгновенно находит единственно верное решение и разбрасывает виртуальных фашистов, как котят. Но делает она все это с неохотой, поскольку считает, что геймерство — это детский сад и вообще не ее уровень. У красавицы есть невиртуальная работа в 3D-копицентре. Правда, она больше напоминает волонтерство и, очевидно, не особенно прибыльна, но в этой Америке будущего, похоже, ни у кого нет нормальной работы.

«Периферийные устройства» развиваются именно в виртуальном пространстве. Основной сюжет стартует с того, что Бертон получает многообещающий заказ на бета-тестирование новой VR-игры и предлагает гениальной сестренке участвовать. Типа, раз уж ты у нас тут самая крутая геймерша, тебе и карты в руки, в смысле футуристический VR-девайс на голову.

Игра ошеломляет юную Флинн своей реалистичностью, но очень скоро запредельный уровень айкью подсказывает красотке, что все это как-то слишком круто. Ее подозрения подтверждаются – под видом экспериментальной видеоигры скрывается квантовый тоннель в Лондон 2099 года. Через него нельзя переместить физический объект, но потоки информации способны проходить сквозь время и англичане из далекого будущего могут с помощью этой технологии общаться с американцами из недалекого.

Персонаж, за которого играет мисс Фишер из 2032 года, оказывается роботом (или, если точнее, периферийным устройством), который действует в Лондоне 2099 года. Причем действует довольно решительно, хоть и с неизвестной главной героине целью. Пока Флинн в 2032 году думала, что играет в экспериментальную игру, кибернетическими глазами робота из 2099 года она увидела нечто такое, чего не должна была. И теперь англичане из будущего хотят ее убить. Кстати говоря, не только англичане, в футуристическом Лондоне здравствует и плетет свои сети потомок русских кагэбэшников по имени Лев (Гибсон обожает русских, так же как Стинг или Гай Ричи, и не мыслит будущего без наших коварных соотечественников).

У Гибсона почти всегда так сложно, поэтому экранизация его произведений никогда не была легкой прогулкой. О них обламывали зубы многие голливудские сценаристы и продюсеры. Некоторого успеха добилась экранизация рассказа «Джонни-мнемоник» в 1995 году. Есть еще «Отель «Новая Роза» 1998-го, но там не играл юный Киану Ривз, так что тот фильм, кажется, вообще никто не смотрел.

Несмотря на это, любители фантастики вообще и Гибсона особенно, Лиза Джой и Джонатан Нолан взялись за «Периферийные устройства» с большим энтузиазмом. А чтобы экранизацию знаменитого бестселлера не преследовала печальная судьба «Мира Дикого Запада», четвертый сезон которого в десять раз менее популярен, чем первый, привлекли в качестве шоураннера американского писателя и сценариста Скотта Б. Смита («Простой план», «Руины»).

Похоже, именно мистера Смита поклонники Гибсона должны благодарить за то, как виртуозно два футуристических таймлайна дополняют друг друга, не превращая повествование в лабиринт. И за множество технологических сай-фай новинок, которые ему удалось визуализировать при адаптации. Само по себе управление неким телом дистанционно с помощью аватара, понятное дело, не ноу-хау, но идея о том, что это может быть использовано для перемещений во времени, представлена, кажется, впервые.

Смит проделал титаническую работу и с этим путешествием во времени в квадрате, и с актерами. Хлоя Грейс Морец, которой до этого доставались по большей части детские персонажи, должна была сыграть гения, женщину с невероятно высоким интеллектом. Сериал многого требовал от ее героини, как от центра всей истории, вокруг которого, как планеты, кружат второстепенные герои и злодеи. И она справилась. Хоть в латексном костюме в рукопашном бою, хоть в банном полотенце перед зеркалом, она как будто Нео и Тринити в одном лице — и красавица, и умница, и с кунг-фу у нее все в порядке (кроме того, у нее есть и свой Морфеус в лице Гэри Карра, который играет ее связного из мира будущего).

Ее экранный брат Джек Рейнор и до этого играл вполне себе в высшей лиге, но второстепенных персонажей. Здесь он впервые получает огромное количество экранного времени и использует его с толком. Одна хирургическая операция, где ему без наркоза вырезают глаз, чего стоит. Если подумать, даже Джеймс Бонд за десятилетия пыток в разнообразных застенках не претерпевал такого.

Антагонисты также заполучили в свой лагерь достойных актеров. В США 2032 года злодействует Корбелл — Луис Хертэм из «Мира Дикого Запада» и «Во все тяжкие». Он сочетает крайнюю жестокость с элегантными манерами и стилем одежды. А в Лондоне 2099 управляет своим зловещим НИИ Т’Ниа Миллер, которая, похоже, решила специализироваться на телевизионной фантастике. Две ее предыдущие работы были в сериалах «Основание» и «Годы».

До выхода «Периферийных устройств» Джефф Безос не мог похвастаться такими же успехами в фантастике. «Ночное небо» и «Газетчицы» закрылись после первого сезона, а «Внешние сферы», хоть формально и продлены на второй, потеряли за время пандемии шоураннера. Но сейчас у Amazon есть все основания полагать, что черная полоса закончилась.

Основатель киберпанка Уильям Гибсон дождался-таки к 74 годам достойной его гениального пера экранизации. Сочетание сильной актерской игры, захватывающих визуальных эффектов, внятного сценария и крепкой режиссуры делает «Периферийные устройства» самой интересной адаптацией Гибсона на сегодняшний день.

Удачного просмотра.