Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Инопланетный убийца против индейской девочки: каким получился пятый фильм о «Хищнике»

8 августа 2022, 14:10
Инопланетный убийца против индейской девочки: каким получился пятый фильм о «Хищнике»
Фото: компании-прокатчика / скрины 66.RU
Никто не ждал и не просил, а 20th Century Fox взяли и выпустили нового «Хищника». И он оказался куда лучше тех, которых ждали, и о которых просили.

Проект загадочный и из ниоткуда — без громких анонсов, тизеров и прочей маркетинговой шумихи. Даже слово «Хищник» убрали из заголовка, новая работа называется просто Prey («Добыча»). И пустили её сразу на стриминговые платформы HULU и Disney+ — видимо, после провала предыдущей картины («Хищник», 2018) от нового проекта по франшизе никто ничего не ждал. В этом случае, правда, странно со стороны продюсеров давать «зелёный свет» фильму, но кто-то на студии решил рискнуть, и спасибо ему за это.

Итак, 18 век, племя команчей живёт своей размеренной жизнью: охотятся на зайцев, запасают целебные травы, порой отбиваются от хищников. В эту заранее предопределённую и понятную схему врывается неведомое зло, и это не пума. С этого момента родные для команчей леса и горы становятся площадкой для безжалостного сафари.

Инопланетный убийца против индейской девочки: каким получился пятый фильм о «Хищнике»
Фото: компании-прокатчика / скрины 66.RU

Prey на фоне других блокбастеров современности нарочито минималистичный, действие очень сжато в пространстве и времени и локализовано на ограниченном отрезке Америки 18 века. Это возвращает серию к корням, когда Человек противостоит Неведомой стихии на фоне максимально дикой природы. Первый раз подобное возвращение попробовал исполнить Роберт Родригес («Хищники», 2010), когда забросил пианиста Броуди и Олега Тактарова в джунгли иного мира. Но тогда вышло неубедительно, а тут возвращение к оригинальному концепту слегка докрутили.

Дикая природа в Prey кажется ещё более дикой, потому что научно-технический прогресс в те места ещё не добралась, отчего противостояние более развитому противнику с инопланетными гаджетами становится куда напряжённее. Да и Человек теперь — это не гора мышц Датч (Арнольд), а хрупкая девочка из племени команчей, которая может противопоставить пришельцу только натурально дерьмо и палки.

Инопланетный убийца против индейской девочки: каким получился пятый фильм о «Хищнике»
Фото: компании-прокатчика / скрины 66.RU

С этим нехитрым арсеналом она и выходит на бой с инопланетным охотником, и бьётся красиво, отчаянно, изобретательно, призывая на помощь силы природы и используя всю мудрость предков. В этом противостоянии можно прочитать простую, в общем-то, метафору сопротивления коренных народов идущей на них катком чуждой цивилизации: у цивилизации — огнестрел и кратное превосходство, а у тебя зато — смекалочка и единение с Природой. Кто кого?

Ещё в противостоянии пришельца и индианской девочки читается тоже, в общем-то, простая метафора эмансипации женщины и выхода её за пределы токсичного маскулинного круга патриархата. То есть — да: пятый «Хищник» — это вполне себе феминистский манифест. Слегка, впрочем, неоригинальный: мы уже видели Эллен Рипли, Сару Коннор и Лару Крофт и прекрасно знаем, что женщины — это сила и мощь.

Инопланетный убийца против индейской девочки: каким получился пятый фильм о «Хищнике»
Фото: компании-прокатчика / скрины 66.RU

На их фоне героиня Prey слегка теряется: Рипли и Коннор просто надо было выжить, здесь же хрупкая девочка-тинейджер всеми своими поступками в первую очередь доказывает мужланам, что кое-что могёт, и только потом — выживает в схватке с враждебным чужеземцем. То есть фем-повестка в её случае чуть назойливее мозолит глаза, чем это было у Ридли Скотта и Джеймса Кэмерона: Рипли и Коннор не тратили время на разговоры вида «я больше, чем кухарка» — они просто шли и делали.

Впрочем, достоинств фильма это ничуть не умаляет. Prey динамичный, изобретательный и довольно напряжённый. Он не даёт скучать и держит зрителя всё время слегка на взводе, стремительным домкратом летит к финалу, не успевая притомить. Попенять можно разве что на минимум крови и расчленёнки, к которой мы привыкли во франшизе «Хищник», и которых для «18+» тут маловато. Но в этом вот минимализме — крови, размаха — и сила фильма. Пышные эпические полотна, в которых действие происходит одновременно во всех уголках Мультивселенной, уже начинают приедаться. И такой вот камерный боевик с высокой плотностью событий на ограниченной территории если и не тянет на новое слово в, то хотя бы даёт от мультивселенных передохнуть.

Инопланетный убийца против индейской девочки: каким получился пятый фильм о «Хищнике»
Фото: компании-прокатчика / скрины 66.RU

Что было до: вспоминаем «Хищников» от худшего к лучшему

Всего франшиза насчитывает 5 оригинальных фильмов и два кроссовера с Чужими разной степени паршивости. Вспомним все.

  • «Чужой против Хищника: Реквием», 2007

Если бывает «понос словесный», то должен быть и «понос кинематографический». Это вот оно: сиквел фильма Пола Андерссона, который получился хуже, чем любой фильм Пола Андерссона. А это надо постараться, и братья Штраус смогли. Напихали в фильм глупых подростков, немотивированную жестокость, сдобрили рваным монтажём и поперчили бездарной постановкой всех ключевых сцен в стиле «негры ночью воруют уголь», ещё и под плотным дождём, чтобы зритель уж точно ничего не разглядел. Это больно глазам и не заслуживает просмотра даже для общего развития.

  • «Хищники», 2010

Фильм, написанный Робертом Родригесом ещё в 1994, увидел свет только в 2010. И, наверное, зря он это сделал, потому что получилась насквозь вторичная калька с оригинального фильма с незначительными вкраплениями новизны. Снова отряд спецназовцев, снова игра на выживание, только масштаб возрос, как и ставки, а действие перенесли на другую планету. Не вижу ни одного резона, зачем авторам надо было это снимать, а зрителям — смотреть.

  • «Чужие против Хищника», 2004

Ради этой картины Пол Андерссон оставил режиссёрское кресло второй «Обители зла». И это, наверное, одна из лучших его работ как постановщика с минимумом безвкусной мальчишеской дичи, крепко сбитым динамичным развитием событий и эффектными экшен-сценами — не устану повторять, что как клипмейкер Андерссон хорош. Крови, правда, в этом экшене самый минимум, чтобы оправдать подростковый возрастной рейтинг. Но уж лучше так, чем в сиквеле братьев Штраус, где кровь лилась рекой, просто чтобы литься рекой.

  • «Хищник 2», 1990

Сиквел картины 87-го года с Дэнни Гловером в главной роли смело передёрнул формулу оригинала: на сей раз охоту инопланетное чудище ведёт в густо населённых районах американского мегаполиса, что резко снижает градус напряжения. У Датча-Арнольда в первом фильме (и у индианки в пятом) были только заточенные деревянные колышки и смекалка, что делает шансы на выживание условными. В джунглях же каменных противостояние технологически навороченному противнику не выглядит такой уж невыполнимой задачей.

  • «Хищник», 2018

Перезапуск франшизы без цифр в названии написал и поставил Шейн Блэк — именитый автор многих бадди-муви вроде «Смертельного оружия» и «Славных парней». В бадди-муви он превратил и «Хищника», с ног на голову перевернув концепцию оригинала: центральные персонажи — снова отряд военных, но теперь это отставные военные из дурдома с напрочь отбитой головой.

Добавляем в этот винегрет мальчика-аутиста, пленных Хищников (а в удалённой сцене после титров ещё и Эллен Рипли в капсуле с «Ностромо») — получаем очень странный постмодернистский фильм, в котором звериная серьёзность оригинала превратилась в чёрную комедию и самопародию. Которую в итоге мало кто понял и мало кто принял. А зря. Если не брать во внимание обманутые фанатские ожидания, перед нами очень крепкий фильм Шейна Блэка в жанре «Фильм Шейна Блэка»: ироничный, динамичный, с кучей ярких характеров и диалогов. Думаю, со временем он станет классикой. Просто время ещё не пришло.

  • «Хищник», 1987

Детские воспоминания и ностальгия могут слегка туманить взор, приукрашивая то, что красивым не является. Но нет: даже из 2022-го «Хищник» Джона Мактирнана — очень крепкое жанровое кино с интересным концептом в основе и замечательным исполнением. Каждый элемент по-прежнему при нём и на своём месте: он напряжный настолько, чтобы пускать холодок по коже, и зрелищный настолько, чтобы изумлённо вздёргивать брови при просмотре.

Не все боевики детства так хорошо состарились.