Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Какие блокбастеры заменят ушедший Голливуд? На примере последнего хита Кодуры Шрисайлы Шри Раджамули

3 августа 2022, 14:00
Какие блокбастеры заменят ушедший Голливуд? На примере последнего хита Кодуры Шрисайлы Шри Раджамули
Фото: компании-прокатчика / скрины 66.RU
С Нандамури Тарака Рама Рао и Кониделой Рам Чараном Теджа в главных ролях. Кирилл Зайцев посмотрел за вас один из последних индийских блокбастеров и категорически рекомендует повторить этот опыт погружения в чарующий мир богатырского эпоса, фольклорных напевов и дичайшего экшена.
Фото: компании-прокатчика / скрины 66.RU

… Двадцатые годы двадцатого века, Британская Индия. Простой народ изнывает под пятой кошмарных империалистов. Тут и там грозит вспыхнуть народное восстание разрозненных (пока) националистических движений. Семья коварного губернатора провинции похищает у племени гондов маленькую девочку Малли. По закону племени, Бхим выходит на охоту, чтобы выследить и вернуть ее.

… На другом конце провинции верный цепной пес режима — Рама — отчаянно пытается выслужиться в рядах имперской армии. Но сделать это «коричневому» человеку непросто: английские расисты наверх так просто не пропускают. Чтобы ускорить карьерное продвижение, Рама вызывается поймать загадочного охотника из племени гондов.

Конечно, Бхим и Рама станут лучшими друзьями, не зная истинных лиц и намерений друг друга…

Фото: компании-прокатчика / скрины 66.RU

Это очень краткий, максимально сжатый синпосис трехчасового полотна «RRR», или «Rise, Roar, Revolt», или «Рядом ревет революция» в российской локализации (очень, кстати, фонетически удачно и близко по смыслу). Это свежая работа С. С. Раджамули, который ранее подарил нам «Роди Ратор» и, конечно, «Бахубали». Точнее, не нам, а своей аудитории. Российской же, как мне, еще только предстоит с этим всем освоиться и свыкнуться.

Ведь что российский зритель знает об индийском кино? Сплошные стереотипы: «Ну, там, Зита и Гита, все танцуют, дикие спецэффекты, в конце находится Брат». И все эти стереотипы непременно есть и в «RRR», и ничего страшного (словом «Брат», например, начинается треть всех реплик фильма, как будто мы на дагестанском рынке).

Просто надо перед просмотром принять его индийскость (и на грудь), держать в уме все клише и условности, а еще — забыть все, к чему мы привыкли в жанровом кино условного Запада.

Все эти — ну, вы знаете: трехактная структура, экспозиция/завязка/развитие/кульминация/развязка, четкие жанровые рамки. Все это С. С. Раджамули бросает в кипящий котел яркого бурлящего индийского месива, приправляет такими же яркими индийскими специями и кормит им с половника шокированного неподготовленного зрителя.

Фото: компании-прокатчика / скрины 66.RU

Меня в этом вареве больше всего удивило то, что Раджамули собрал в трех часах квинтэссенцию кинематографа и драматургического искусства в принципе. Тут смешано натурально все — все рода и виды, все сюжеты и мотивы, все жанры и поджанры.

Эпос. Лирика. Драма. Былинные богатырские мотивы из фольклора. Buddy-movie о закадычных друзьях. Разудалое action-movie с выкрученной на максимум брутальностью центральных персонажей. Трагедия колониальных народов. Историческое полотно о народных героях. Костюмированная историческая же драма о любви. Мюзикл. Нет буквально ничего из наследия лицедейских искусств, чему не нашлось бы местечка в этих трех часах.

Фото: компании-прокатчика / скрины 66.RU

И песни-танцы, да. В мегамикс из всего наследия драматических искусств Раджамули добавляет тонну этнической самости, и это работает. В кульминационной сцене главный герой под пытками начинает петь, но это не выглядит нелепо, это абсолютно уместно, если вспомнить фольклорную традицию. У Толкиена герои тоже то тут, то там в ключевые моменты начинают петь — никто же не смеется при чтении? Так и тут: каноническая условность эпоса, которую нужно знать, и тогда принимаешь за данность.

Хореография и пение добавляют «RRR» еще один мощный драматургический пласт, без которого он не был бы и вполовину так хорош. В одной сцене (великой) танцевального баттла главных героев и британских выскочек драматургии больше, чем в целом (любом) кинокомиксе последних лет. Тут тебе через пластику, движение показана и борьба малых народов с колонистами, и самцовская удаль Брата перед Братом, и брачный танец брутального мачо перед прекрасной дамой. И без единого слова — зритель считывает эти смыслы только из танца!

Актеры — отдельная история. Двое главных героев так неприлично маскулинны, что даже самый завзятый натурал при взгляде на них нет-нет, да подумает «… Хммм, а разок ведь не считается?..» Но за ними не только мускулатура — они еще и лицедеи хорошие. Нандамури (простите, сокращу) в роли Бхима убедителен в своем образе деревенского простачка-силача, этакого дядьки-увальня, которого все любят — и ты понимаешь за что.

Смурной Кониделой (Рама) — резко на контрасте: казалось бы — просто метросексуальный мужлан с окладистой бородкой, но — сгорающий от внутренних противоречий. Которые очень убедительно даются зрителю не через пространные монологи (как любит Российская Драматургическая Школа), а через действие. Например, разрываемый классическим конфликтом между долгом и чувством, он в щепы разносит каменную стену голыми кулаками.

Плосковатыми вышли только женские образы, что сильно не понравится феминисткам на Западе. Но они фильм не увидят, так что можно не бояться шума в твиттере на тему жанровых банальностей вроде «героини в беде, которую надо спасти», или «любовного интереса героя, ждущего его дома как награда», приевшегося еще на «Одиссее» Гомера».

Да и образы антагонистов очень одноклеточные и сводятся к «плохие колонисты-садисты-расисты», но с оглядкой на каноны эпоса, опять же, все уместно.

Фото: компании-прокатчика / скрины 66.RU

Отдельный слой — экшен, абсолютно сумасшедший в своей изобретательности. Нет, правда, вот принято хвалить «Джона Уика» или, там, «Никто» Найшуллера за изобретательную хореографию боев. Но, поверьте, на фоне «RRR» ее там — ноль целых и сколько-то десятых. Это совершенно разные уровни даже не постановки или работы каскадеров, это другой уровень работы головы.

Постоянно ловлю себя на мысли: «Как вообще начать думать, чтобы додуматься до такого выверта? Индийские специи Я не понимаю, как даже вербально в сценарии описать «Ну, там, мужик с ноги переворачивает движущийся (!) мотоцикл, берет его голыми руками (!), расшвыривает им врагов». А оно там не просто написано — оно еще и поставлено, и отрисовано. Если у зрителя глаза из орбит при просмотре, то что там в мозгах автора при написании?

Самое удивительное, что этот паноптикум из шекспировской трагедии, средневековой буффонады и Майкла Бэя каким-то чудом так прочно сшит, и все почему-то работает в связке друг с другом, что три часа от происходящего на экране оторваться невозможно в принципе. Налив бокал белого сухого в начале, вы до финальных титров не отойдете до холодильника обновить, чтоб ни в коем случае не пропустить ни секунды из этого фонтанирующего безумия на грани полного величия.