Тут надо сразу сказать, что это не тот МакДона, который снял «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» и «Залечь на дно в Брюгге», а его родной брат, Джон Майкл МакДона — тоже британский режиссер, сценарист и продюсер, несколько менее популярный. Его главные хиты — трагикомедия про католичество «Голгофа» с Бренданом Глисоном и «Однажды в Ирландии» с ним же. В новом фильме ирландца Глисона сменил англичанин Файнс, а вся съемочная группа выехала за пределы Великобритании и отправилась в Марокко.
Тем же маршрутом следуют и главные герои «Прощенного» — Дэвид и Джо Хэннингеры, немолодые супруги в кризисе. Он — преуспевающий онколог и тайный алкоголик, недавно прошедший через изматывающий судебный процесс с одной из пациенток, она — всеми позабытая детская писательница за последние восемь лет не написавшая ни строчки. Однако внутренний конфликт героев до поры до времени никому не бросается в глаза. Со стороны они выглядят как шикарная, очень респектабельно одетая пара. Привилегированные белые англичане на хорошей машине едут через пустыню на гламурную вечеринку по приглашению другого привилегированного белого англичанина.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Но в пути с супругами случается неприятность. Нищий арабский подросток, который хотел то ли ограбить проезжающих мимо европейских буржуа, то ли продать им сувениры, попадает под колеса машины и погибает на месте. Ночью в пустыне не оказывается свидетелей происшествия, а местные коррумпированные полицейские не горят желанием ввязываться в тяжбу с платежеспособными англичанами. Толстый кошелек и хорошие связи в консульстве эффективно решают вопрос, но выходные оказываются бесповоротно испорчены. Кроме того, уже на следующее утро у ворот дворца, в котором отдыхают британские подданные, оказывается отец раздавленного мальчика, суровый старый бербер в чалме, который требует, чтобы убийца его ребенка отправился вместе с ним в их родную деревню на похороны.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Вся эта ситуация, ну или по крайней мере первая ее часть, к большому сожалению, очень хорошо знакома нам, жителям дикой России. Здесь в царстве майора Евсюкова пьяные представители власти, депутаты, полицейские, эфэсбэшники и даже священники регулярно давят своими автомобилями людей из народа. В большинстве случаев привилегированные автомобилисты избегают уголовного преследования. Разными способами, от всем понятных неофициальных компенсаций родственникам жертв до диких историй с «пьяным мальчиком».
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
В 2013 году на тему безнаказанности представителей власти в России был снят художественный фильм «Майор». Чуть позднее Netflix выкупили права и сделали на ту же тему мини-сериал «Семь секунд». Американские сценаристы перенесли действие в США, а конфликт между властью и народом преобразили в BLM ключе – нехороший белый офицер полиции переехал невинного негритянского мальчика, вместе с коррумпированными коллегами скрыл следы преступления и вызвал этим массовые протесты.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Формально марокканский вариант британца МакДоны больше напоминает «Семь секунд», но пласт культурных и идеологических различий между пожилым лондонским доктором и мальчишкой-бербером из пустыни Сахара значительно шире и богаче на разнообразные аллюзии. Конфликт отцов и детей, востока и запада, богатых и бедных, христианства и ислама, просвещенности и невежества – цивилизационная пропасть просто.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
МакДона не жалеет красок, описывая развращенных, порочных белых паразитов, представителей творческой интеллигенции и мира финансов, бизнесменов и аристократов, алкоголиков и наркоманов, геев и шлюх. Циничные и высокомерные, они празднуют жизнь в бывшем царском дворце посреди пустыни, окруженные арабскими слугами, под надежной защитой высоких заборов, металлических решеток и подкупленной местной полиции.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Впрочем, с местными режиссер также не церемонится. Арабские слуги плюют в стаканы своих хозяев, презирают их и мечтают устроиться в какой-нибудь приличный отель в Арабских Эмиратах, чтобы работать там на порядочных людей. Берберы, жители песков, которые зарабатывают продажей белым туристам окаменелостей древних насекомых, амфибий и рептилий, тоже далеко не благородные дикари из романов Фенимора Купера. Они ненавидят неверующих в Пророка европейцев, боятся, завидуют им и при каждом удобном случае готовы обмануть, обокрасть или даже убить зазевавшегося праздного бледнолицего.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Один из самых влиятельных актеров современности Рэйф Файнс сыграл доктора Дэвида Хэннингера на пороге своего шестидесятилетия. История искупления надменного британского сноба получилась бы в разы менее убедительной, если бы не мощная отрицательная харизма Волан-де-Морта, Фрэнсиса Долархайда, Амона Гета, Гарри Уотерса и других. Файнс прошел этот двухчасовой марафон на стоградусной жаре со всей ответственностью и самоотдачей. И в итоге, возможно, немного облегчил «бремя белого человека» для себя самого и европейских кинозрителей. Стихотворение Киплинга, написанное к бриллиантовому юбилею королевы Виктории, удивительным образом актуально и сегодня, через десять лет после бриллиантового юбилея королевы Елизаветы.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
В России взаимоотношения с колониями вообще никак не отрефлексированы ни в массовом сознании, ни, тем более, в литературе или кино. Бывшие союзные республики и колониями-то называть не принято. А ведь прямо сейчас наши войска ведут спецоперацию на территории бывшего сателлита. Так что, вероятно, «Прощение» Джона Майкла МакДоны нигде так не актуально, как в сегодняшней Российской Федерации.
Удачного просмотра.