Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Златовласка и божественные козлы. Павел Матяж — о фильме «Тор: Любовь и гром»

26 июля 2022, 12:42
Златовласка и божественные козлы. Павел Матяж — о фильме «Тор: Любовь и гром»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
На пиратских сеансах в самых дерзких российских кинотеатрах идет 29-й фильм кинематографической вселенной Марвел, четвертая часть приключений космического викинга Тора, лихая постмодернистская комедия от новозеландского режиссера Тайки Вайтити.

Самый древний из Мстителей, официальный представитель скандинавского пантеона растерял большую часть своего эпического пафоса в фильме «Тор: Рагнарек». В 2017 году новозеландский режиссер Тайка Вайтити устроил ветхозаветной супергероике серьезную ревизию и превратил бога грома в героя комедии. Критика и финансовые результаты «Рагнарека» так понравились диснеевским боссам, что Тайка из малоизвестного провинциального авангардиста заделался серьезным голливудским мастером и получил 180 миллионов долларов на следующий фильм о космическом викинге.

Развязывали руки и сюжетные перипетии третьей и четвертой фазы MCU — Асгард был уничтожен огненным демоном Суртуром, асгардцы погибли от рук Таноса. Бог грома остался без царства и народа, потерял обоих родителей, возлюбленную, несколько раз брата и оказался не связан ни с кем никакими чувствами или обязательствами. Вайтити мог начинать с чистого листа.

Однако кое-кто из асгардцев все-таки пережил двойной геноцид – троица асгардских актеров в исполнении Сэма Нила, Мэтта Деймона и Люка Хемсворта продолжает свои выступления в туристической деревушке Новый Асгард, который сценаристы «Мстителей: Финал» придумали, чтобы царь и бог Тор после всех этих апокалиптических событий мог кого-то повозглавлять, хотя бы формально. В прошлом фильме мифологические комедианты разыгрывали сцену смерти Локи после боя с темными эльфами из «Тора 2». А в этом Вайтити превратил в фарс уже свою собственную трагедию – сцену смерти Одина и появление богини смерти Хелы в завязке «Рагнарека». Вместо божественной Кейт Бланшетт Хелу в этот раз отыграла Мелисса Маккарти («Поймай толстуху, если сможешь»).

Но это все просто шутки, развлечение для туристов, самого Тора среди зрителей уже нет. Чтобы как-то себя развлечь, он вместе со стражами галактики совершает разной степени разрушительные миротворческие миссии на другом конце вселенной. В награду за избавление от птицеголовых инопланетян (не спрашивайте) от получает от синекожих инопланетян (тем более не спрашивайте) двух гигантских постоянно орущих священных козлов.

Впрочем, это тоже шутка, очередной не отягощенный особенной смысловой нагрузкой гэг. Ну, или сложно сказать, на самом деле у Тора в одной из легенд действительно были какие-то божественные козлы, две штуки («Википедия» утверждает, что «Тангниостр и Тангриснир — в скандинавской мифологии козлы, которые тянут колесницу бога грома Тора. Они упоминаются в Старшей Эдде, составленной в XIII веке на основе более ранних источников, и в Младшей Эдде, написанной в XIII веке Снорри Стурлусоном»).

Вайтити шутит постоянно, иногда на очень рискованные темы, от химиотерапии до детской смертности, и истерично вопящие божественные козлы, с одной стороны, еще один повод для постмодернистского стеба, а с другой, они — двигатель сюжета, в буквальном смысле. С дикими криками козлы будут катать космического викинга от одних второстепенных комических персонажей к другим, отвезут к любовному интересу и доставят на встречу с главным антагонистом.

Всех этих людей, или, лучше сказать, существ, сыграли весьма и весьма серьезные голливудские актеры, поэтому стоит остановиться на них поподробнее. Тэсса Томпсон вернулась к роли мифологической воительницы Валькирии. Ее персонажа выбрали королевой Нового Асгарда, но алкоголичка и лесбиянка заскучала на административной работе. Сильный характер Валькирии требует действия, и поэтому она с готовностью составит компанию Тору в его очередной самоубийственной миссии.

Рассел Кроу, напротив, не горит желанием сражаться. Ему досталась роль председателя божественного конвента, лидера олимпийских и почему-то всех прочих богов Зевса. Тут Вайтити смачно проехался по множеству языческих культов, возможно, даже переплюнул в этом отношении Нила Геймана с его «Американскими богами», но, в отличие от Нила, не стал заигрывать с более популярными религиозными фигурами типа Будды или Аллаха с Иисусом. Хотя, может быть, он и заигрывал, но потом все это просто вырезали – режиссерская версия четвертого «Тора» шла четыре часа, но в теперешний кинотеатральный релиз попала только половина этого исполинского хронометража.

Натали Портман, которая не была связана с супергероикой целых десять лет, вернулась к роли Джейн Фостер, возлюбленной Тора из первых двух фильмов. И, можно сказать, вернулась не напрасно – сценаристы приготовили для ее персонажа такое мощное перерождение, что теперь Натали может претендовать на роль феминистской иконы вместе с капитаншей Марвел и Чудо-женщиной.

Но самый неожиданный и крутой актер достался Тайке Вайтити от DC. Вслед за первым Бэтменом Майклом Китоном в Marvel перешел и второй, значительно более знаменитый и влиятельный. Кристиан Бейл, который после «Темного рыцаря: Возрождение легенды» завязал с супергероикой, сыграл в «Любви и громе» главного злодея, Горра, Убийцу Богов.

Бейл, как ответственный человек, профессионал, один из самых выдающихся актеров современности и, в некотором смысле, заложник своей репутации, просто не мог сыграть Горра посредственно, без глубокого погружения в роль, привнесения в нее чего-то уникального, присущего только его актерскому стилю, тем более что у Кристиана за плечами несколько очень впечатляющих злодейских перевоплощений. Однако именно к его персонажу у американских кинокритиков и зрителей оказалось множество претензий.

Самого Бейла, впрочем, винить в этом сложно – он выдал отличный перформанс, изображая противоречивую, драматичнейшую фигуру скорбящего отца, уничтожающего богов, чтобы отомстить за смерть дочери. Но его визуальный образ, а главное, характеристики его супероружия, проклятого Некромеча, оказались так не похожи на оригинал из комиксов, что фанаты этих самых комиксов уже несколько недель издеваются над недо-Горром в социальных сетях и плодят разнообразные мемы.

Кроме недостаточно эффективного и убийственного Убийцы Богов, досталось и самому Тору. За бесконечными шутками и комедийными ситуациями образ великого воина, божественного защитника и супергероя практически растворился. Бог грома попадает в одно глупое положение за другим, идиотски выглядит и ведет себя, не может разрешить даже самые смехотворные конфликты.

Можно было бы предположить, что это история про сумерки богов, кризис веры, про то, что старые боги умерли или ведут себя неподобающе своему высокому званию, засиделись на троне и дождались закономерного итога – люди больше не верят, смеются над ними, а некоторые уже приготовили меч, чтобы свергнуть недостойных, не оправдавших доверие властителей.

Но это касается только мужских персонажей, богов-мальчиков. Девочки, разнообразные богини и полубогини, особенно героиня Натали Портман, на таком слабом фоне смотрится очень выигрышно — у нее и конфликт посерьезнее, и мотивация. Тор строит из себя дурака и ругается то с Мьёльниром то с Гром-Секирой (ну вот такая специфическая пародия на любовный треугольник), а дуэт сестер-воительниц Валькирии и Джейн Фостер разруливает глобальные проблемы. Такое ощущение, что Вайтити и диснеевско-марвеловские боссы решили сделать из «Тора» феминистское кино, вписаться в современный тренд и потешить женскую аудиторию.

И пока голая задница Криса Хемсворта (план на десять секунд минимум) занимает 100% киноэкрана, фанаты и ядерная аудитория кинокомиксов, в смысле мужчины от 12 до 35, недоумевают и минусуют все это дело на профильных ресурсах. IMDB – 6,8, Rotten Tomatoes – 67%, Metacritic – 57, «Кинопоиск» – 6,5.

Удачного просмотра.