Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Это как в космос слетать»: бортовой дневник историка из Екатеринбурга, побывавшего на Северном полюсе

20 июля 2022, 18:00
Историк Антон Кочнев стал единственным ученым из Екатеринбурга, которого пригласили в полярную экспедицию «Росатома» для работы с одаренными школьниками. В рейс отправились 70 подростков и 15 экспертов: шесть ученых и девять специалистов из других областей: фотографы, художники, блогеры. Госкорпорация ежегодно устраивает познавательное путешествие для талантливых и перспективных учеников старших классов на одном из самых больших в мире атомных ледоколов «50 лет Победы» по маршруту Мурманск — Северный полюс — Земля Франца-Иосифа — Мурманск. Корреспондент 66.RU Екатерина Журавлева поговорила с Антоном и представила, как бы мог выглядеть его бортовой дневник.

Первый день экспедиции

Сегодня официально первый полный день на ледоколе, не считая вчерашнего, когда мы погрузились. Мы только вышли в экспедицию, идем по чистой воде — это бескрайнее море. Сегодня была прекрасная солнечная погода, но потом небо затянули тучи. По ледоколу можно спокойно гулять, дух захватывает, когда стоишь на краю. В Мурманске, как положено, до этого прошли обсервацию, сдали все тесты.

Теперь 10 дней проведу без связи, но с пользой. Буду заниматься с талантливыми детьми, мой трек называется «Коренные народы малого Севера». Расскажу им о социальной антропологии, проблемах северных народов, проведу этнографический ликбез: например, посмотрим результаты переписи и узнаем, что в 2010 году кереков в России осталось всего четыре человека, интересно, сколько из них живы сейчас? Я бы в детстве, если бы отправился в такое путешествие, просто от радости, мне кажется, сошел бы с ума.

Второй день

На второй день экспедиции за бортом как-то все очень сильно изменилось, очень изменилась вода, в море появился лед. Мы подходим к Земле Франца-Иосифа. Утром острова были еще видны только на горизонте. Привыкал к качке. Много снимал, занимались с детьми. Лекции и образовательная программа идут не прекращаясь.

На ледоколе комфортно. Иногда забываешь, что это судно, а не отель. Честно, мы все ожидали, что будет тяжелее, команда ледокола идеально работает. Из неудобств, если можно их так назвать, — мы очень много едим. У полярников, особенно когда они идут в длительные экспедиции, специальная диета, нужно 5000 калорий в день съедать для поддержания ресурсов организма.

День третий

Сегодня третий полный день экспедиции, у меня немного пропал голос, уже пришло время надевать теплые вещи, становится ощутимо холоднее. Утром говорили, что до Северного полюса остается 500 километров. Пейзаж совсем поменялся, встал лед. Можно видеть, как он ломается, идет трещинами. Это завораживает. Смотрел несколько часов.

Чем дальше продвигаемся, тем толще и плотнее лед. Когда проходим самые крепкие льдины, начинается тряска, постепенно становится почти постоянной. Такое ощущение, что где-то сосед сверлит стену перфоратором, судя по звукам. Иногда при сильных волнениях приходится шкафы прикрывать и что-то придерживать, особенно когда ледокол разламывает лед. Завтра вроде должны быть уже на Полюсе.

Северный полюс

Добрались до самого Северного полюса Земли, капитан несколько раз вставал между дрейфующими льдинами, чтобы на приборах точно зафиксировать и в бортовом журнале отчитаться: были в точке с географическими координатами 90°00′00″.

Потом отправились искать крупную льдину, чтобы корабль мог причалить. Выход на лед — апогей путешествия. Идет снег — невероятно красиво. Мы совершаем символическое, самое короткое в мире кругосветное путешествие, хороводом обходим все меридианы. Это, кстати, стереотип, что здесь должно быть невероятно холодно. Холодно на Южном полюсе, а здесь комфортная температура: минус три, минус пять градусов.

С нами были инспекторы заповедника «Русская Арктика» — четыре человека с ружьями со снотворным, на случай, если на нас выйдет медведь.

Отошли от ледокола на два километра, и пропали вообще какие-либо звуки. Полная тишина. Даже за городом лес отдает свои звуки. На берегу моря слышно волны. А здесь — стерильная тишина мировой операционной. Яростно-звенящая она такая.

Сидели с закрытыми глазами и слушали тишину Арктики. Ощущения классные от того, что ты находишься в самой пиковой точке мира, и кажется, что Земля замыкается на тебе. Дети не выдержали — плачут от избытка чувств. Мы были в полной и бескрайней белизне без единой крапинки коричневого цвета. Кажется, что все было нереально.

Пришло время купаться, детей, конечно, в воду не пустили, но для взрослых, кто хотел окунуться, установили лестницу. Такую возможность упускать, конечно, было нельзя. Когда еще нырнешь в Северный Ледовитый океан.

Я, конечно, погрузился, вода с отрицательной температурой. Густая какая-то, как кисель, и очень соленая. Находиться в воде дольше нескольких секунд было невозможно, она буквально обжигала, будто вступил в огонь. Когда вылез, было ощущение, что на улице лето, но кажется, что на самом деле температуры в тот момент я не ощущал вообще никакой, потому что все тело горело так, словно его наждачкой натерли.

Путь обратно

Му уже столько всего видели, нам просто невероятно повезло. Когда заметили, как моржи плывут на льдине, придумали свой локальный мем про МОРЖрутку. А еще нам, как исследователям, повезло стать свидетелями того, как медведь охотится на нерпу, увидели, как он хватает тюленя, терзает, ест. Видели еще медведицу с медвежонком, она вела его через льды. Это чистая, абсолютно не тронутая человеком природа, которая даже особо не пугалась ледокола.

А еще познакомились с редким явлением, перед нами аркой через океан встала белая радуга. Она выглядит как обычная, но в ней нет цветов привычного нам спектра. По-прежнему с детьми много занимаемся, лекции идут 24/7, много практических заданий, они снимают ролики, делают арт-объекты. Готовятся к предстоящей выставке.

Конец пути

Льда в воде снова стало меньше, теперь он плавает отдельными хлопьями и кусками. Мы опять проходили архипелаг Земля Франца-Иосифа, но на этот раз подплывали к «Птичьему базару» — скале, где гнездятся кайры и чайки. Сразу несколько десятков тысяч, гомон было слышно еще задолго до прибытия на место.

Северный полюс — это та точка, где можно насладиться чистотой, белизной, стерильностью. А на Земле Франца-Иосифа можно почувствовать и увидеть, как Арктика живет. Смотришь на скалы с птицами, на дома, которые построили первые исследователи еще в XIX веке. Эти деревушки законсервировались на холоде.

Солнце здесь не садится никогда. За последние девять дней еще ни разу не видел ночи. Постоянно день, постоянно светло, сначала это, конечно, было классно — первые пять дней, но сейчас уже немного дезориентирует. Напрягаюсь, а где же ночь?

Вспомнил, как на обратном пути встретили французское судно, каковы были шансы? Правда, у них был не ледокол, они лавировали между льдинами. Но как все обрадовались. Мы махали друг другу, приветствовали, кричали. Подумалось, что в мире все будет хорошо, потому что все так близки на самом деле.

Мурманск и полярный флешбэк

Сошли на берег, но после 10 дней ощущения остались, это я о фантомной качке. Сижу, разговариваю с кем-нибудь, а кажется, что подо мной гуляет стул. Полярный флешбэк такой.

Сегодня была выставка, все пришли в костюмах, арт-объекты, которые школьники создавали в течение всего пути с художниками, представили на подиумах. Все смотрели, обсуждали.
У одной группы была инсталляция, к которой подходишь, поднимаешь руку, датчик считывает движение и показывает определенное видео. У другой был арт из большого количества птиц, которых сделали из полимерного пластика, чтобы привлечь внимание к проблеме загрязнения. Можно было еще надеть наушники и услышать голоса этих птиц — голоса Арктики. Дети записывали их, когда мы были на «Птичьем базаре».

Мои ребята делали чум — традиционное жилище ряда северных народов. Но он был из пластика и полимерного покрытия, мы хотели показать, что задача науки — не только нести прогресс и полностью все модернизировать, но и оберегать идентичность народов от вмешательства современной культуры.

Было грустно, что все закончилось. Это же едва ли не путешествие всей жизни, мало что может сравниться с этим. Остальные трипы в доступности так или иначе, а круиз на Северный полюс стоит минимум 3,5 миллиона рублей на человека. Но тут дело даже не в деньгах, а в ощущении, это же как в космос слетать.

Прилечу в Екатеринбург, буду отсыпаться.