«Мария. Спасти Москву» (2021)
Это довольно тяжелый фильм Веры Сторожевой. Сценарий картины основан на легенде о встрече Сталина с Матроной Московской накануне битвы за Москву.
В нем рассказывается история Марии Петровой. Мария — младший лейтенант, который осенью 1941 года получает приказ доставить в Москву икону, находящуюся на оккупированной немцами территории.
Вместе с диверсионной группой Мария пробирается в тыл к немцам, похищает икону и берет в заложники местного священника отца Владимира. Но группу рассекречивают, начинается бой и череда трагических событий.
Тяжелая картина о людях во время войны.
«Двое»
Драма Тимофия Жалина о выживании в тайге.
Сюжет закручивается неожиданно: Надя уговаривает своего мужа Андрея отправиться в поход к целебным озерам. До этого она успела разочароваться во всех методах поправить здоровье и решила встать на путь традиционной медицины.
Андрей соглашается, но с мыслью о том, что в этом походе он сообщит Наде о разводе.
Все планы героев ломает вмешательство природы: из-за начавшихся дождей вода в реке поднимается, отрезая путь домой. В поисках переправы Андрей и Надя теряются в глухой сибирской тайге. Они понимают, что друг без друга им не выжить, и с этого осознания начинается их сложный путь в попытке наладить диалог. И зритель становится свидетелем того, как герои внутренне растут.
Кроме сюжета, в этом фильме хочется отметить общую необычную атмосферу, многочисленные детали, которые очевидно были старательно подобраны, и пейзажи — природа здесь предстает просто невероятной.
«Простой карандаш» (2019)
Это фильм режиссера Натальи Назаровой, в котором рассказывается история непризнанной в богемной среде художницы из Санкт-Петербурга Антонины. Она приезжает в маленький рабочий поселок к мужу, который отбывает наказание в колонии. Здесь Антонина начинает работать в школе и открывает кружок рисования.
Хулиган Миша Пономарев с первых дней вступает в конфронтацию с Антониной и мешает проводить занятия. Неожиданно девушка открывает в себе педагогический дар и превращает кружок в некий чудесный мир для всех.
Это многослойная лента, в которой рассказывается о жизни обычных людей во многих регионах России, о сложных и часто замалчиваемых проблемах. И, наверное, о том, что каждому необходима надежда на поиск счастья.
«Танец с саблями» (2018)
Кинолента об истории создания одного из самых исполняемых произведений в мире — шедевра «Танец с саблями» Арама Хачатуряна. Фильм рассказывает всего о 10 днях из жизни Арама Хачатуряна.
Действие разворачивается холодной осенью 1942 года. В город Молотов (Пермь) эвакуировали Ленинградский академический театр оперы и балета им. Кирова. Через несколько недель здесь должна пройти премьера балета «Гаянэ», который пока не готов. Полуголодные балерины, кордебалет, преображающиеся на сцене в дивных «розовых девушек».
В попытке завершить произведение композитор сталкивается с жесткими требованиями цензуры. При этом перед последней репетицией Хачатурян неожиданно получает приказ дирекции — создать еще один танец в финальную часть балета. И так за восемь часов композитор пишет свое самое известное произведение.
В картине красивые интерьеры, интересная постановка кадров, замечательные актеры и музыка. Но общее впечатление от всей происходящей ситуации он оставляет мрачноватое.
«Нос, или Заговор «не таких» (2020)
В основу фильма легли повесть Николая Гоголя «Нос» и опера «Нос», которую создал в 1930 г. композитор Дмитрий Шостакович.
Лента посвящена новаторам в искусстве — людям, которые опережали свое время и были достаточно бесстрашными, чтобы идти против течения. Часто им за это приходилось платить собственным благополучием и даже жизнью. Главные герои здесь — писатели Николай Гоголь и Михаил Булгаков, режиссер Всеволод Мейерхольд и композитор Дмитрий Шостакович.
Сюжет довольно сумбурный, но в целом фильм превращается в сложную головоломку и метафору, наполненную символами, через которые до зрителя пытаются донести трагедию прошлого. На экране представлена противоречивость этого самого прошлого: с одной стороны, в СССР «буржуазная эпоха» всячески критиковалась, а с другой — произведения этой эпохи можно было ставить на сцене. При этом проделанная работа высоко оценивалась верхушкой советской власти, но через несколько лет многие представители советской интеллигенции были расстреляны.