Вообще, лучше смотреть вживую — особенно у нас в ЦСД. Смотреть спектакли в записи — дело неблагодарное, но это настолько клишированная фраза, что повторять ее нет смысла. Иногда можно и даже нужно.
«Меланхолия Драконов»
«Меланхолия Драконов» режиссера Филиппа Кена — это необычный, непривычный, но очень точный и красивый спектакль, где практически нет слов, а все понятно и так.
В основе сюжета — команда из шести немолодых рокеров, которые едут на стареньком «ситроене» навстречу своей мечте — строительству парка развлечений. Но внезапно автомобиль застревает на заснеженной поляне в лесу, вдали от цивилизации. Оказавшаяся поблизости дама пытается им помочь и неожиданно становится зрительницей удивительного шоу — оригинального и абсурдного, раскрывающего по частицам то, как рокеры видят свой будущий парк. Еще там милая собачка все время на сцене.
Спектакль выпускался в созданной Кеном театральной компании Vivarium Studio и стал одной из самых известных работ режиссера. Он объехал множество стран и побывал на престижных театральных фестивалях, прежде всего на Авиньонском.
«Ночь кротов»
У Филиппа Кена есть еще один культовый спектакль, который можно найти в открытом доступе, — это «Ночь кротов» 2016 года.
Это постановка без слов (не придется отрываться на субтитры), но с очень настойчивыми звуками. В ней создается закрытое и довольно своеобразное пространство, которое населено чудесными существами — кротами. Атмосфера этого места находится на границе между ужасной атмосферой ада и счастьем защищенного от суеты убежища.
«Игра» (Play)
Балет «Play» («Игра») — один из самых красивых спектаклей, которые я видел. Его поставили в Парижской опере в 2017 году. Балет — это размышление на одну из любимых тем хореографа: игры и ее роли в жизни человека.
За полтора часа шведский хореограф Александр Экман трансформирует все и всех героев. Он заполняет сцену парижского Пале-Гарнье металлическими структурами, белыми кубами, зелеными мячами; артисты спускаются на тросах в зрительный зал и взлетают в воздух, играют друг с другом и с публикой. Все это отражает основную мысль хореографа — только сохранив детство в душе, человек может быть счастлив.
Съемка балета потрясающая.
«Умерший класс»
Очень рекомендую смотреть спектакли Тадеуша Кантора — польского режиссера, создающего грустный и страшный мир вокруг себя. Конечно, это для так называемых ценителей. Но я все-таки настоятельно советую посмотреть «Умерший класс».
По сюжету пожилые люди в залатанных сюртуках и с изношенными ранцами на спине садятся за старенькие школьные парты и, перекрикивая друг друга, отвечают урок. На протяжении всего действия крутится один и тот же скрипучий вальс, а у каждого из постаревших учеников есть кукла размером с 10-летнего ребенка, повторяющая облик владельца.
«Умерший класс» стал главным спектаклем XX века — он был поставлен в 1975 году — о памяти и тщетной попытке человека вернуться в прошлое. Его сыграли много раз, он объездил весь мир, и здорово, что сегодня мы снова можем смотреть его.