Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Музыка через призму математики. Маршрут по площадкам фестиваля «Безумные дни» от Алексея Кирпичникова

Филармония
15 июня 2022, 12:20
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
В начале июля в Екатеринбурге пройдет фестиваль «Безумные дни», который организует Свердловская филармония. Руководитель управления разработки СКБ Контур Алексей Кирпичников разработал маршрут по фестивалю, концерты которого с математической точки зрения приятны человеку и вызывают в нем разные эмоции.

«Безумные дни» — это российская версия одного из самых известных и популярных ежегодных фестивалей в мире — La Folle Journee, существующего с 1995 года во французском Нанте. Он проводится в Екатеринбурге с 2015 года и традиционно становится центром притяжения для исполнителей и любителей классической музыки.

В этом году «Безумные дни» обращаются к творчеству первых романтиков — Шопена, Шумана, Мендельсона, Листа. Как говорит руководитель управления разработки СКБ Контур Алексей Кирпичников, математику трудно рассуждать о любви.

Алексей Кирпичников, руководитель управления разработки СКБ Контур:

Музыка через призму математики. Маршрут по площадкам фестиваля «Безумные дни» от Алексея Кирпичникова

— Математик может взять объекты реального мира, переложить их на абстрактный язык символов и цифр, провести над ними ряд преобразований по строгим правилам и получить в результате этих вычислений новые знания о том, как работает реальный мир. Музыка — это тоже в каком-то смысле набор строгих правил. Мы знаем, что человеку приятно слышать вместе два звука, частота которых отличается в два раза — этот интервал называют «октавой». Это верно, к примеру, и для разницы частот в 1.5 раза или в 1.25 раза — «чистой квинты» и «большой терции». Вооружившись этим знанием, листом бумаги и ручкой, я могу минут за 20 объяснить, почему хорошая идея — разделить октаву именно на двенадцать полутонов, а вот клавир с другим количеством клавиш Баху было бы сложно хорошо темперировать.

«Математические и физические основы теории музыки давно известны и универсально применимы как ко Второму концерту Шопена, так и к песне, которую туристы поют у костра под гитару. Тоника, субдоминанта, доминанта, тоника. Но значит ли это, что, исходя из набора твердых аксиом, мы можем запрограммировать музыку, которая вызовет у слушателя определенное чувство, — вопрос открытый.

В зале Филармонии постепенно меркнет свет. Через пять минут частота колебаний струн создаст правильные связи между нейронами моего внутреннего биокомпьютера. Или, может, это Лист через свое перо и тетрадь с нотами, через сотни лет и тысячи километров, через руки пианиста и рояль заставит меня сопереживать его чувствам к возлюбленной Мари д’Агу. Важно ли, что именно из этого произойдет? Закончится все равно одним и тем же — восторг, слезы на глазах и необработанная ошибка, приводящая к остановке программы», — заключает Алексей Кирпичников.

Руководитель управления разработки СКБ Контур выбрал четыре площадки фестиваля, на которых пройдут семь интересных концертов.

Музыка через призму математики. Маршрут по площадкам фестиваля «Безумные дни» от Алексея Кирпичникова
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

1. Дом музыки (ул. Свердлова, 30)

Музыка через призму математики. Маршрут по площадкам фестиваля «Безумные дни» от Алексея Кирпичникова
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

В Доме музыки Екатеринбургский камерный оркестр «В-А-С-Н» под руководством дирижера Николая Усенко исполнит «Молитву к Ангелу-хранителю» из цикла «Годы странствий» Франца Листа и Октет ми-бемоль мажор, op. 20 Феликса Мендельсона.

Время: 1 июля в 19:15.

Подробности о программе и билеты можно найти по ссылке.

2. Театр юного зрителя (ул. Карла Либнехта, 48)

Музыка через призму математики. Маршрут по площадкам фестиваля «Безумные дни» от Алексея Кирпичникова
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

В «Безумные дни» на площадке ТЮЗа пройдут три любопытных, по мнению Алексея Кирпичникова, концерта.

Пляж на Лебедином озере

Музыка через призму математики. Маршрут по площадкам фестиваля «Безумные дни» от Алексея Кирпичникова
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

Ансамбль разной музыки Compromise-quartet отыграет концерт своей музыки. Примите их смелое сочетание жанров и стилей, виртуозной техники и беззаветной любви к публике.

Время: 2 июля в 12:30.

Подробности о программе и билеты можно найти по ссылке.

Россини. Мендельсон

Музыка через призму математики. Маршрут по площадкам фестиваля «Безумные дни» от Алексея Кирпичникова
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

На сцене ТЮЗа Московский камерный оркестр «Musica Viva» под руководством дирижера Александра Рудина исполнит Сонату № 1 для струнного квартета соль мажор Джоаккино Россини и Октет ми-бемоль мажор, op. 20 Феликса Мендельсона. Россини называют «солнцем Италии, расточающим свои звонкие лучи миру», а Мендельсона часто сравнивают с «Моцартом XIX века».

Время: 3 июля в 10:30.

Подробности о программе и билеты можно найти по ссылке.

Сказка с оркестром. «Русалочка»

Музыка через призму математики. Маршрут по площадкам фестиваля «Безумные дни» от Алексея Кирпичникова
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

Уральский государственный русский оркестр под руководством дирижера Павла Васильева исполнит музыку Сибелиуса, Грига, Фельтермейстера, которая сложится в трогательную сказку Ханса Кристиана Андерсена о «нежной и прозрачной, как лепесток розы, с глубокими, синими, как море, глазами» русалочке и о ее любви, которая оказалась сильнее жизни. Музыкальная программа будет сопровождаться художественным словом Екатерины Мощенко и песочной анимацией от Елены Кадыровой.

Время: 3 июля 12:30.

Подробности о программе и билеты можно найти по ссылке.

3. Свердловская филармония (ул. Карла Либкнехта, 38а)

Музыка через призму математики. Маршрут по площадкам фестиваля «Безумные дни» от Алексея Кирпичникова
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

В Большом зале филармонии московский камерный оркестр «Musica Viva» вместе с пианистом Рэмом Урасином исполнит Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Фридерика Шопена и Увертюру до минор Франца Шуберта. У знаменитого шопеновского концерта есть тайна. Ее имя — Констанция, хранившая письма Фридерика до конца своих дней.

Время: 3 июля в 14:45.

Подробности о программе и билеты можно найти по ссылке.

4. Концертный зал И. З. Маклецкого (ул. Первомайская, 22)

Музыка через призму математики. Маршрут по площадкам фестиваля «Безумные дни» от Алексея Кирпичникова
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

В Концертном зале Маклецкого состоятся два любопытных концерта.

Женевские колокола

Музыка через призму математики. Маршрут по площадкам фестиваля «Безумные дни» от Алексея Кирпичникова
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

Пианист Юрий Фаворин исполнит «Годы странствий», том I «Швейцария» Франца Листа. Совершите романтическое путешествие в Швейцарию, вслед за Листом и его возлюбленной Мари д’Агу.

Время: 2 июля в 10:15.

Подробности о программе и билеты можно найти по ссылке.

Сказочные картинки

Музыка через призму математики. Маршрут по площадкам фестиваля «Безумные дни» от Алексея Кирпичникова
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

Квартет имени Валентина Берлинского вместе с пианистом Константином Емельяновым сыграет «Сказочные картины» для альта и фортепиано Роберта Шумана и Фортепианное трио № 2 до минор Феликса Мендельсона.

Время: 2 июля в 13:45.

Подробности о программе и билеты можно найти по ссылке.

  • В этом году фестиваль продлится с 1 по 3 июля. В нем будет задействовано восемь лучших акустических залов в центре города, где исполнят 100 концертов. Темой «Безумных дней» стала музыка первых композиторов-романтиков — Шопена, Шумана, Мендельсона, Листа. На концертах можно будет услышать разные жанры: традиционные классические произведения и классику в необычной обработке, сольных исполнителей, симфонические, камерные духовые и народные оркестры, этнический ансамбль, кроссовер-группы и Симфонический хор.
  • Билеты на все концерты стоят по 200 рублей. Найти полную программу и приобрести билеты можно здесь.
  • Ранее мы представили маршрут по фестивалю от лидера группы «Чайф» Владимира Шахрина. Узнать о концертах, которые рекомендует музыкант, можно по ссылке ниже.
Владислава Ямщикова