Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

О-о-о, это странное место Камчатка. Павел Матяж – о четвертом сезоне сериала Stranger Things

3 июня 2022, 10:55
О-о-о, это странное место Камчатка. Павел Матяж – о четвертом сезоне сериала Stranger Things
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Весь цивилизованный мир фанатеет и сходит с ума от «Очень странных дел», которые к четвертому сезону превратились из шоу про малолетних гиков в многомиллионный суперблокбастер. На съемки и маркетинг нового сезона были потрачены беспрецедентно гигантские суммы. И, надо сказать, они не зря потратились.

История о четырех школьниках из вымышленного городка Хоукинс, штат Индиана, прирастает аудиторией от сезона к сезону. К четвертому циклу «Странные дела» стали главным проектом стримингового сервиса Netflix (по оценкам Wall Street Journal, на момент выхода на экраны 4-го сезона сериал является самым дорогим из вышедших на телевидении и стриминговых сервисах — $30 млн на эпизод). Кинокритики практически единодушно признают «Странные дела» феноменом современной массовой культуры, отмечают особенную атмосферу, выдающуюся актерскую игру, режиссуру, сюжет, музыкальное сопровождение и очень много чего еще. Проект получил 39 номинаций на «Эмми», четыре номинации на «Золотой глобус» и десять номинаций на премию Американской гильдии киноактеров.

В маркетинг нового сезона были вложены какие-то невероятные бабки. За несколько дней до начала шоу на фасаде музея Гуггенхайма возникло изображение портала в Изнанку, проекции демогоргона и нового демонического злодея Векны украсили Эмпайр-Стейт-билдинг, 421-метровый небоскреб Менара Куала-Лумпур, собор Дуомо в Милане и природные достопримечательности посреди аравийской пустыни. На австралийских пляжах обнаружились гигантские межпространственные разломы. А в бразильских «Бургеркингах» начали подавать специальное «странное» мороженое, бургеры и вафли. Первая серия четвертого сезона «Очень странных дел» демонстрировалась на огромных экранах, установленных на площадях крупнейших европейских городов.

Однако, несмотря на все ухищрения лучших в мире маркетологов и таргетологов, существуют люди, которые не смотрели «Очень странные дела» и даже ничего о них не слышали. Три следующих абзаца специально для них. О чем это все, кто это придумал, когда, зачем и что все это значит. Что там у них за дела и почему они такие странные?

К 2016 году стало очевидно, что фильмы о Гарри Поттере зарабатывают по миллиарду долларов в прокате даже после того, как мальчик выжил, закончил Хогвартс, состарился и устроился работать в министерство. Кроме того, невозможно было не замечать, что в той же семейно-подростковой нише параллельно существуют и неплохо себя чувствуют франшизы о Перси Джексоне, Нарнии, Терабитии, Спайдервик, «Золотой компас», новая инкарнация «Алисы в стране чудес», «Дом странных детей мисс Перегрин» и очень много чего еще. В середине десятых в эту гонку включился и стриминговый супергигант Netflix.

Наверняка они рассматривали множество сценариев и кандидатов. Но джекпот сорвали братья-близнецы Мэтт и Росс Даффнеры из Северной Каролины. Так же как в свое время Стивен Спилберг, Даффнеры начали свой путь в кинобизнес в самом раннем детстве, с помощью подаренной родителями видеокамеры. Вероятно, этой связью с маэстро можно объяснить то, что действие сериала происходит не в вымышленном мире, не в параллельной вселенной, не в далекой-далекой галактике, а в американские восьмидесятые. Иконические, легендарные, волшебные, по мнению братьев Даффнер, времена.

Эпоха «Звездных войн», «Индианы Джонса», «Инопланетянина», «Назад в будущее», «Супермена», «Бэтмена», «Терминатора», «Чужих», «Бегущего по лезвию», «Крепкого орешка», «Смертельного оружия», «Хищника», «Робокопа», «Рэмбо», «Рокки», «Сияния», «Нечто». Сериал до отказа наполнен сотнями «пасхалок», отсылками и цитатами из бывших знаменитыми в 1980-е фильмов, песен, книг, журналов, комиксов, компьютерных, настольных игр, и один Спилберг знает, чего еще.

Однако настоящий детский фильм не может обойтись без магии. В сериале Мэтта и Росса все вертится вокруг детей с некими особенностями развития, сверхспособностями. Но только тут их не собирают в Хогвартсе, а запирают в сверхсекретные подземные лаборатории. Долгие годы с особенными детками экспериментируют ученые из ЦРУ, чтобы превратить их в оружие против коммунистов. Одна из таких лабораторий обнаружила себя в черте вымышленного городка Хоукинс, штат Индиана. И с тех пор уже четвертый сезон подряд в Хоукинсе творится какая-то чертовщина. Очень странные дела.

С каждым годом они становились все страннее и страннее, а к четвертому циклу вылезли далеко за пределы Хоукинса. В финале третьего сезона (простите, сейчас будет спойлер) местный шериф Джим Хоппер провалился через пространственно-временной разлом за железный занавес и оказался на территории СССР. Русские определили непонятно откуда взявшегося американца в сверхсекретную тюрьму на Камчатке. Так что значительное количество минут и часов нового сезона происходят в СССР на излете застоя, в золотые брежневские восьмидесятые.

Шоураннеры сериала и их команда отличаются особенно внимательным отношением к деталям. Они настоящие фетишисты по части аутентичной одежды, мебели, автомобилей и многих других объектов индустриального дизайна. Для того чтобы «гулаговские» эпизоды не выпадали из общего ряда, братья Даффнер отправились в Литву и использовали в качестве съемочной локации Лукишкскую тюрьму, закрытую в июле 2019 года. Оказавшись на месте, они разыскали тонны советского барахла из 1980-х, включая старинные телефонные будки с аппаратами, на которых еще сохранились металлические таблички с номерами экстренных служб: 01 – пожарная охрана, 02 – милиция, 03 – скорая помощь, 04 – служба газа.

Возможно, этим объясняется возросшая стоимость производства сериала. Однако не ГУЛАГом единым запомнится четвертый сезон. Советская экзотика добавила монохрома в цветастую и развеселую палитру «Очень странных дел». СCCР выглядит жуткой иллюстрацией ада на Земле, еще одной, альтернативной, Изнанкой. Но нужна она, скорее всего, только для того, чтобы подчеркнуть контраст. На фоне советской серости и убогости Калифорния и Индиана, где разворачивается основное действие четвертого сезона, выглядят как Нарния, волшебная, чудная страна, райские кущи.

Впрочем, этот ностальгический, романтизированный американский рай тоже населен кошмарами. В Хоукинс снова лезут потусторонние твари. На этот раз демоны в большей степени наделены интеллектом и склонны к длинным беседам с будущими жертвами. В качестве источников вдохновения здесь выступают так называемые curse horror, фильмы о проклятиях, ведьмах и колдунах. В восьмидесятые случился ренессанс не только детского, но еще и хоррор-кинематографа. Так что повзрослевшим Дастину Хендерсону, Майку Уиллеру, Лукасу Синклеру, Уиллу Байерсу, их друзьям, родителям и членам семей придется вспомнить классику: «Экзорциста», «Хеллоуин», «Кошмар на улице Вязов» и «Оно».

С воспоминаниями связана и другая, не менее важная линия сериала. Одиннадцатая снова окажется в жутких цэрэушных лабораториях, где попытается вернуть свою «силу» и восстановить в памяти некоторые неприятные моменты, связанные с ее знаменитым побегом в первой серии первого сезона. Как же она тогда выбралась из сверхсекретного подземелья?

Будто специально для тех, кто пропустил первые три сезона, сериал в какой-то степени откатывается назад и начинает вспоминать события первого, открывая их по-новому, с другой стороны. Однако это вовсе не значит, что «Странные дела» стагнируют и топчутся на месте, как это происходило со множеством крутых, бодро стартовавших шоу, сдувшихся и исчерпавших себя к четвертому-пятому сезонам.

В том, что касается поднимаемых тем, можно сказать, что сериал серьезно повзрослел. Даффнеры прошлись по множеству болевых точек американского общества. В референсах у них всегда были романы Стивена Кинга, но до четвертого сезона это касалось в основном разнообразной потусторонщины. А сейчас вымышленный ими Хоукинс с полным правом можно считать наследником Касл-Рока. За белоснежными фасадами хоукинсовских домиков скрывается бытовое насилие, алкоголизм и наркомания, а благовоспитанные спортивные мальчики из респектабельных семей с готовностью объединяются в банды и с бейсбольными битами в руках рыщут по городу в поисках разных гиков и ботаников.

Благодаря таланту и трудолюбию шоураннеров и сценаристов, а также увеличенным бюджетам, шоу с каждым сезоном только прогрессирует. Операторы творят чудеса, их камеры парят над заснеженными литовскими лесами или совершают невероятные пируэты в школьных женских туалетах. Лабиринты коридоров советских концлагерей сплетаются с тоннелями секретных лабораторий ЦРУ или психиатрических клиник для особо опасных преступников. А на монтаже Даффнеры в определенный момент вообще уравнивают ЦРУ и КГБ и примирительно стыкуют сцены пыток в США и СССР, дескать, палачи, они и есть палачи. Ну, то есть в какой-то степени, позволяют себе политическое высказывание, нонконформистское и пацифистское. Контрреволюционные вещи по нынешним временам.

Так что если российским фанатам «Странных дел» и будет о чем сожалеть, так это о том, что четвертый сезон уже не получится смотреть с тем же комфортом, что три предыдущих. Впрочем, во всем этом пиратстве тоже есть что-то ностальгическое. Время обернулось вспять, и кажется, вот-вот, если не в следующей серии, то в следующем сезоне мы снова услышим гнусавый голос Володарского. Который, кстати говоря, тоже звезда восьмидесятых и кроме того, что перевел и озвучил более 5000 кинофильмов, был еще и одним из первых переводчиков Стивена Кинга. Смекаешь?

Удачного просмотра.