Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Лето в хрустальном гробу. Павел Матяж — о фильме «Морбиус»

23 мая 2022, 09:45
Лето в хрустальном гробу. Павел Матяж — о фильме «Морбиус»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
«Доктора Стрэнджа» пока не достать в приличном качестве, так что сегодня мы с вами обсудим другого доктора — Майкла Морбиуса, из чуть более раннего проекта Марвел, также попавшего под санкции.

Фанатки Джареда Лето убеждены что их любимец последние двадцать лет спит в хрустальном гробу. Ведь иначе никак невозможно объяснить, как может живой человек из плоти и крови так выглядеть в пятьдесят. По иронии судьбы следующему экранному альтер-эго Джареда хрустальный гроб полагается по долгу службы.

Майкл Морбиус — вампир. Он появился на страницах комиксов в семидесятые в качестве спарринг-партнера Человека-паука и пил кровь своих врагов и друзей следующие двадцать лет, до самых девяностых. Пока Стэн Ли не продал его вместе со всей вселенной дружелюбного соседа.

У Sony дошли руки до экранизации только в конце 2010-х. Морбиус стал вторым после Венома героем Sony's Spider-Man Universe. И, так же как Веном, получил кардинальное переосмысление образа, превратился из злодея в героя. Ну или, по крайней мере, довольно неоднозначного персонажа, способного вызвать сочувствие зрителей. Как многие харизматические вампиры до него. Ах, это обаяние смерти.

Он не так грандиозен, как граф Дракула в исполнении Гэри Олдмана, не так крут, как Блэйд от Уэсли Снайпса, но, с другой стороны, и не так омерзительно сладок, как Эдвард Каллен. В теле Джареда Лето он больше напоминает последнего персонажа Паттинсона — нового Бэтмена. Такого же изможденного, болезненного и обреченного.

Вот только у Бэтмена же это все психическое. Его связь с летучими мышами и вся эта шекспировско-байроновская меланхолия — результат психологической травмы. Морбиус же, наоборот, страдает вполне себе телесно, физически. У него какая-то хитрая врожденная болезнь крови. Из-за нее он с самого детства ходит на костылях и смущает больничных медсестер горящим взором из глубоких декадентских теней под глазами.

Конечно же, Джаред не простой инвалид. Вместе с неизвестной болезнью крови бедный ребенок получил от господа нашего интеллектуальные способности. Настолько выдающиеся, что к 19 годам малыш умудрился отучиться на доктора медицины и отказаться от Нобелевской премии.

Искусственная кровь, которую придумал Морбиус, спасла жизни миллионам людей, но была лишь побочным продуктом его безуспешных поисков лекарства от собственной болезни. К 19 Майкл перепробовал все, кроме крови южноамериканских летучих мышей-вампиров. Эти милые зверюшки и сами питаются исключительно кровью. Для того чтобы придерживаться такой изысканной диеты, организм летающих вампиров вырабатывает особые антитела. Вот они-то и заинтересовали доброго доктора.

В итоге, как всегда бывает в подобных случаях, у лекарства из крови летучих мышей обнаружились любопытные побочные эффекты. Нечеловеческая сила, ловкость, способности к левитации и эхолокации, а также неконтролируемая жажда крови.

В восьмидесятые на похожую тему вышел революционный боди-хоррор «Муха» с Джеффом Голдблюмом. Режиссер Дэвид Кроненберг тогда смог продемонстрировать зрителям, как герой борется с собой и медленно мутирует, превращаясь в монстра. В идеальном мире режиссер Даниэль Эспиноса, которому боссы корпорации Sony доверили экранизацию «Морбиуса», мог пойти по этому пути. Кажется, он и сам понимал это. В сцене, когда доктор Морбиус пробует свои новые силы, он ведет себя так же, как персонаж Голдблюма, выполняет акробатические трюки и сравнивает себя с олимпийским чемпионом. Ну еще бы, это же Джаред.

Но, несмотря на весь имеющийся потенциал, сюжетно новый «Морбиус» оказался клоном «Венома», который был клоном «Халка», «Железного человека» или «Человека-паука» из эпизода «Враг в отражении». Фильм даже не пытается продемонстрировать зрителю внутреннюю борьбу персонажа и сразу переключает нас на физическое противостояние с двойником главного героя – плохим Халком, злым Железным человеком, перешедшим на темную сторону Веномом, Пауком и очень много кем еще. Ну, это типа такая метафора. В семидесятые Стэн Ли и его коллеги не гнушались вообще ничем, и поэтому этот ходульный мотив про борьбу героя со своим темным отражением кочевал из комикса в комикс.

А корпорации Sony и Marvel, режиссер Эспиноса и толпа его сценаристов через 50 лет после Стэна Ли не придумали ничего лучше, чем рассказать нам эту историю по новой. Ну что тут скажешь? Очень жаль. Может быть, они смогли облечь свой затасканный сюжет в какую-то интересную форму? Поэкспериментировали в экшен-сценах? Повысили до максимума уровень кровавости, например? Ну тут все-таки про вампиров. Но тоже нет, фильм получил зрительский рейтинг RG-13 и весь сопутствующий подростковому проекту ворох ограничений.

В результате крови тут даже меньше, чем в «Сумерках». Доктор-вампир и его злой близнец убивают своих жертв за пределами кадра, стараются уволочь их куда-то за угол в кусты и темные закоулки. А друг с другом борются в таких густых завихрениях CGI, что вообще ничего нельзя разобрать.

Впрочем, сложно винить в этом их самих или вообще кого-то конкретного, кроме коллективного корпоративного сознания компании Sony. Фильм находился в производственном аду пять лет, его множество раз перемонтировали, откладывали, доделывали и снова откладывали. Так что, вероятно, конечный результат стал сюрпризом не только для Джареда Лето, который, как известно, никогда не смотрит кино со своим участием, но и для самого Эспиносы.

Зрителям в этой ситуации остается только одно – наслаждаться нечеловеческой красотой Джареда Лето и грустить из-за его неразборчивости в выборе сценария и студии.

Удачного просмотра.