Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Тотемы с котиками и гигантский младенец в реке. Что покажут на екатеринбургском фестивале «ЧО» этим летом

С мая по ноябрь в Екатеринбурге в третий раз пройдет фестиваль «ЧО». В этом году проект изменит формат и станет паблик-арт программой, в рамках которой в городе не только появятся новые арт-объекты от художников, но и пройдет более 50 мероприятий, в том числе семейный летний лагерь и школа для художников.

Темой паблик-арт программы «ЧО» в этом году станут «Вымыслы и помыслы». Как пояснил куратор сезона Илья Шипиловских, эта тема определяет контур идей, вдохновляющих художников фестиваля.

Илья Шипиловских, куратор паблик-арт программы «ЧО»:

— Между этими двумя терминами лежит что-то близкое к нам. Они задают некоторые ощущения и ожидания. Между вымыслами и промыслами кроется история Урала с момента строительства первых демидовских заводов по сегодняшний день. Вымыслы — это и валюта художника, и главный ресурс для построения будущего. В Екатеринбурге очень хорошо понимают эту силу. И даже если многое из того, что говорят о столице Урала и ее будущем, это пока только вымыслы, они все равно способны вдохновлять как простых горожан, так и художников». Что касается промыслов, сегодня люди промышляют перепродажей вещей на Авито, созданием видео для тик-тока и многим другим. Можно ли продолжить этот ряд занятием искусством? У города богатая история труда, менявшегося вслед за технологиями, определяющими направление развития территории и общества, что тоже находит отражение в искусстве и представляет исследовательский интерес.

В ходе фестиваля художники создадут восемь арт-объектов. Организаторы паблик-арт программы презентовали семь из них. Еще один проект будет презентован позже отдельно.

Фото: предоставлено организаторами «ЧО»

«Городские идолы» Натальи Пастуховой — это новые тотемы, изображающие уже не диких, а домашних животных. Художница предлагает задуматься о том, как изменились мы сами, какой путь прошли.

«Тотемы создавались в разных частях мира и чаще всего символизировали духов природы. Люди боялись их: они казались сильнее человека. Часто на этих тотемах появлялись образы волков, орлов и других диких животных. Но сейчас все поменялось: человек смог одомашнить некоторых животных и теперь живет с ними. Идолы нам помогают понять, какой огромный путь мы прошли», — рассказала художница.

Фото: предоставлено организаторами «ЧО»

«Индустриальный младенец» арт-группы LKKL вдохновлен историей промышленного освоения Урала: первыми заводами, механизмы которых наполняла энергией и жизнью вода.

Скульптура из металла размером два на два метра появится около плотины. По задумке художниц, выныривающая из пруда за плотиной голова — это символ возможного будущего индустриального наследия региона.

Фото: предоставлено организаторами «ЧО»

В работе «Техногенное гнездо» Вера Ишутинова решила обратить внимание на те изменения, которым подвергается природа в эпоху антропоцена. Так, арт-объект будет представлять собой большое гнездо из веток ивы и мусора — так автор решила отразить внедрение города в природу.

Она размышляет о том, какие формы может принимать биоразнообразие, когда уже существующее сегодня переплетение натурального и искусственного будет только расти. Так создается пространство для разговора о нашем собственном месте в экосистеме и тех изменениях, которые происходят с окружающей средой и нами самими.

Фото: предоставлено организаторами «ЧО»

Проект «Вытирайте ноги, проходите!» от художника, пожелавшего остаться анонимным, представляет собой сплетенный из старой баннерной ткани ковер диаметром 10 метров. Художник отсылает к старому принципу переработки ветоши, который практиковали наши бабушки.

Фото: предоставлено организаторами «ЧО»

Речь идет о подобных ковриках из лоскутов ветоши, которые до сих пор можно увидеть в некоторых домах

Плетеный ковер должны разместить в некоем знаковом месте Екатеринбурга. По словам организаторов, его оставят на какое-то время, но если жителям города он понравится, могут оставить и навсегда. Правда, для этого ковер придется делать каждый раз новый — старая баннерная ткань сильно подвержена внешнему воздействию.

Фото: предоставлено организаторами «ЧО»

По задумке художника, «Портал» будет символизировать переход из прошлого в будущее.

«В постоянном сегодня бывает сложно проследить переход из прошлого в будущее. Портал позволит торжественно зафиксировать момент этого перехода. Шаг сквозь портал — особенный, среди множества прочих наших шагов в будущее». Красил Макар.

Кроме физической инсталляции, создать цифровой портал: через него любой желающий сможет оказаться в одном из музеев Свердловской области.

Фото: предоставлено организаторами «ЧО»

Внешний вид проекта «ВИЗМУТ» вдохновлен зиккуратами и пирамидами и будет состоять из керамических табличек. Эти архаичные формы мутируют и становятся похожи на металл висмут, который обладает ступенчатой структурой и своеобразным «глитч-эффектом». Как говорят художники, идея родилась из их «тотальной технофобии» и для них это «попытка повернуть время вспять».

Объект разместят на ВИЗе, и поэтому в названии проекта появляется игра слов: первая часть — название района, вторая — МУТ — египетская богиня-мать и покровительница материнства. Кроме того, в рамках публичной программы у жителей города будет возможность сделать подобную глиняную табличку со скриншотом экрана телефона.

Фото: 66.RU

Кроме обычных плоских табличек, можно сделать скриншоты на других формах. Например, на цилиндре.

Фото: предоставлено организаторами «ЧО»

Художница Олеся Ильенок создаст 20 цифровых объектов, напрямую связанных с цифровой репрезентацией города. Каждый объект представляет собой текстовое послание, размещенное на подобранном под него снимке с Google-карт. Текстовые послания созданы алгоритмом на основе 5 тыс. надписей с улиц России.

Первый объект «ЧО» появится в начале июня. Затем новые работы будут появляться с периодичностью в три-четыре недели.

Как говорят организаторы, часть объектов просуществует только во время паблик-арт программы, а некоторые — останутся в городе «на продолжительное время». Сейчас в Екатеринбурге можно увидеть работы прошлых двух фестивалей. Например, в прошлом году в парке Маяковского открыли «Трибуну Поэта», посвященную свободе поэтического слова. Однако через несколько дней ее обнесли забором, чтобы доработать объект, «чтобы он был безопасен». Тем не менее этим летом трибуну должны открыть, а территорию около нее — благоустроить.

Помимо появления новых арт-объектов, с июня по сентябрь будет организована обширная публичная программа. Каждую субботу будет проходить семейный творческий лагерь для детей и родителей. Здесь можно будет заниматься лепкой, конструированием, съемками кино и созданием мультфильмов.

Кроме того, пройдут показы документального и художественного кино в районных кинотеатрах, ярмарка современных художников, благотворительная акция в помощь бездомным животным, фиджитал-квест (квест, который проходит на стыке цифрового и физического пространств), апсайкл-маркет (здесь можно купить вещи, которые сделаны на базе ранее изготовленной одежды или предметов, которые больше не используются по назначению), бёрдвотчинг-прогулки и многое другое.

Для художников состоится Уральская школа паблик-арта. Вести ее будет независимый куратор, в том числе международного фестиваля искусств в общественном пространстве «Арт Проспект», Лизавета Матвеева. Художников научат работать с городским контекстом, проведут продакшн-сессии с мастерскими, научат взаимодействовать с властью и со СМИ. Обучение в школе будет проводиться с августа по сентябрь. В октябре пройдет питчинг проектов художников. Лучшие войдут в программу «ЧО» следующего года.