Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Планы на выходные: пять игр, которые заставят вас погрузиться в альтернативные миры

Планы на выходные: пять игр, которые заставят вас погрузиться в альтернативные миры
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
В колонке 66.RU Community manager проекта Crossout Алексей Домашний рассказал об играх в жанре Immersive sim. Он подразумевает максимальное погружение в созданный авторами игры мир.

Arx Fatalis

Arx Fatalis в 2002 году выпустила Arkane Studios. Это был некий эксперимент студии: в ее создании они много смотрели на игру Ultima Underworld: The Stygian Abyss — первое скрещение РПГ (Role-Playing Game) с Immersive sim, когда игрок смог взаимодействовать с окружением, которое можно было использовать в тесной взаимосвязи с геймплеем.

Если говорить о сюжете, в игре представлен классический фэнтези мир — с феями, орками и прочими народами. Но происходит катастрофа, в ходе которой тухнет Солнце и на поверхности планеты жизнь становится невозможной. Все народы уходят в подземные шахты дварфов, где выстраивают целые королевства: так, под землей появляются таверны и замки.

В Arx любое твое действие имеет непосредственное физическое отображение. Например, если необходимо покормить персонажа, нужно буквально достать еду из инвентаря, разместить ее на огне и следить за тем, чтобы она не сгорела. Сейчас такое может выглядеть несколько архаично, но это и дает полное погружение в другую жизнь.

Вообще в Arx много интересных моментов. У меня есть два любимых. Первый — там, где нужно попасть к некой важной особе. Один из способов, и мой самый любимый, достичь этого — отравить ее, а после пробраться в ее личную комнату. Нужно испечь булочки: тут опять же нужно, как в жизни, найти муку, замесить тесто, сделать начинку, поставить выпекаться, проследить, чтобы все это не сгорело, и в конце поставить отравленную булочку собственноручно на поднос повара.

Второй — выковка меча. Обычно в фэнтези герои получают оружие в боях или их так награждают за что-то. Но только не в Arx. В этой игре приходится самому спускаться в глубокое подземелье за нужным металлом и нести его в кузницу; затем вылить металл в форму и выковать молотом. Такие будни кузнеца. Самое классное, что когда берешь в руки уже готовое оружие, чувствуешь его ценность.

В игре много подобных вещей. Есть и сильные отличия от современных игр. Например, если в современных играх для использования магии нужно нажать пару кнопок, то в Arx приходится руками чертить заклинания из рун. Причем некоторые заклинания игроку показываются лишь однажды, и если их не записать и забыть, то все — никто не поможет. Добро пожаловать в иммерджентность.

Кроме того, в Arx потрясающая атмосфера, которая мощно дополняется аудиодизайном. Например, есть момент, когда персонажу нужно спуститься в крипту. И когда я проходил эту часть впервые, еще будучи ребенком, долго колебался — потому что музыка создавала очень гнетущую атмосферу. Мне было просто страшно ее проходить.

Dark Messiah of Might and Magic

Сюжет Dark Messiah of Might and Magic особо пересказывать не хочется, потому что эту историю про драконов, некромантов и прочие силы очень интересно посмотреть самому.

Dark Messiah of Might and Magic также выпустили Arkane Studios — здесь они сильно проработали боевую систему с упором на иммерджентность. Создатели сделали так, что окружение становится твоим лучшим оружием. Например, в комнате, где происходит битва, можно найти камины, шипы на стенах, подставки и т. д. Во время драки можно построить тактику так, что тебе вообще не придется доставать оружие — можно заставить противника налететь на шипы или в костер, и ты победил.

Мой самый любимый момент в игре связан с боем. На меня нападает рыцарь. Я ему под ноги кастую наледь. Он поскальзывается, падает и катится в угол, где стоят бочки — они его убивают. В то же время на меня бегут еще два противника. Одного бочка сбивает с ног. Второй успевает отскочить, но на него в этот момент сверху падает балка. Первый, которого сбило бочкой, поднимается. Но за ним находится камин, и я просто пинаю его в огонь. Все — я победитель. Так ведь гораздо интереснее, чем просто на мечах драться.

Кроме того, в Dark Messiah of Might and Magic присутствуют интересные загадки, которые основываются на физике игры. В какой-то момент появляется лук и стрелы и начинается паркур.

Игроку нужно правильно выстрелить, раскачаться, прыгнуть, использовать какие-то предметы, чтобы попасть в необходимое место. Например, персонаж оказывается в тупиковой комнате. Но это только на первый взгляд — наверху есть дыра, в которую игроку нужно попасть. Допрыгнуть до нее невозможно, стрелу зацепить — тоже. Тогда игрок оглядывается и находит доску, которую нужно приставить к стене и по ней забраться наверх.

Deus Ex: Human Revolution и Deus Ex: Mankind Divided

Deus Ex: Human Revolution вышла в 2011 году. Deus Ex: Mankind Divided вышла в 2016 году. Их создала студия Eidos Montreal.

В самом Deus Ex иммерджентность выходит на новый уровень. Это не привычный фэнтези мир, а мир киберпанка. Причем киберпанка в его начале: протезы только начинают входить в моду, и некоторые относятся к ним с недоверием. На этом фоне в игре поднимается вопрос равенства между людьми. Более ярко это заметно в Mankind Divided.

Привычный интерфейс (шкала ХР, счетчик патронов, мушка и т. д.) — это аугментация нашего героя. Если он в какой-то момент поймает электромагнитную вспышку, интерфейс полностью пропадает.

Еще в Deus Ex: Human Revolution и Deus Ex: Mankind Divided классно изучать сам мир. Особенно во второй части: действие происходит в Праге, и разработчики предварительно посетили ее, чтобы создать максимально атмосферный город с брусчаткой и невысокими старинными домиками.

Концовка игры зависит от того, насколько хорошо игрок изучил мир вокруг. Игра тем больше поощряет, чем более нестандартно ее проходишь.

Например, на самом первом уровне нужно спасти агента Интерпола. Конечно, можно просто перебить всех противников — миссия будет пройдена. Но больше игра поощрит, если отключить радиостанцию, которая передает информацию о полетах, начнется буря и в результате вертолет с противниками не сможет взлететь, а игрок возьмет их живыми. За такое прохождение игра похвалит — противников допросят, а игрок получит важную информацию, которая поможет в дальнейшем прохождении.

Prey

Prey от студии Arkane, на мой взгляд, абсолют Immersive sim. Здесь рассказывается история о выживании на космической станции «Талос-1», находящейся в первой точке Лагранжа на орбите вокруг системы Земля-Луна.

Я прошел ее шесть раз и каждый раз по-разному. На уровнях можно найти два-три пути прохождения. И это не предел — общался со знакомыми, и они рассказывали о методах, которые я даже не замечал. Игра не дает конкретных подсказок, что именно необходимо делать. По сути, игрок может делать почти все, на что хватит смекалки.

Разработчики полностью отказались от интерфейса. То есть если игрок берет оружие, то счетчик патронов будет на нем самом, а не где-то в углу экрана. Состояние здоровья персонажа тоже придется оценивать без подсказок шкалы ХР, а по его дыханию и походке. В игре очень важно вслушиваться в звуки.

Мир реагирует на игрока очень живо. Например, можно найти каких-нибудь выживших, начать воровать у них еду, и — если у игрока есть оружие — они с искреннем недоумением посмотрят и осторожно попросят оставить хотя бы что-то им. Но если прийти к ним без оружия, они вероятно нападут.

В общем, если захочется постичь magnum opus в жанре Immersive sim, то это однозначно Prey.