В карьере Смита — несколько десятков работ, от игрового и документального кино до озвучивания мультфильмов. Перебрать этот массив в формате «от лучшего к худшему», наверно, можно, но зачем? Я решил пробежаться по тем работам, где герои Смита преимущественно никого не убивают и не шутят, а терпят крах и ищут свое место в жизни.
Враг государства (1998)
![]() Фото: компаний-прокатчиков, скрины 66.RU |
---|
Простой адвокат по трудовым спорам оказывается втянут в криминально-коррупционную историю с участием конгресса США, организованных преступных группировок и своей бывшей. Совершенно параноидальная работа, которая демонстрирует всю мощь технологий (98 года) по поиску и отлову несогласных.
Герою некуда бежать, некому верить, за ним смотрит каждая камера на каждом столбе, каждое слово слышит товарищ майор громко и четко, друг = враг, да даже думать про себя опасно, ведь ты — враг государства. И это внушало бы чувство неуюта зрителю даже в наши дни, если бы не суровая реальность с законами о фейках, госизменниками в «Твиттере» и швабрами в тюрьмах.
Легенда Багера Ванса, 2000
![]() Фото: компаний-прокатчиков, скрины 66.RU |
---|
Некогда подававший надежды, а теперь сильно пьющий гольфист (молоденький Дэймон) получает предложение принять участие в турнире. Но ему не до турниров, потому что он на дне жизни и переживает душевную травму. Подняться с этого дна ему поможет таинственный Багер Ванс (Смит) — наставник и тренер, под руководством которого герой сначала вернет свой спортивный талант, а с ним — и волю к жизни.
Одна из многих слезливых мелодраматических картин, которыми полна карьера Смита, но которую перекрывают разные (гениальные) «Плохие парни» и «Я, легенда». Хрестоматийная, архетипичная, но оттого не менее трогательная история преодоления себя и покорения любых трудностей, рассказанная через такую же хрестоматийную и слезливую метафору — спорт.
В погоне за счастьем, 2006
![]() Фото: компаний-прокатчиков, скрины 66.RU |
---|
Неудачливый коммерсант разоряется в пух и прах и оказывается на улице с маленьким сыном. Без дома, без машины, без жены, без горизонта — с одной призрачной перспективой однажды стать биржевым маклером. Когда-то потом он, конечно, разбогатеет и всем покажет, но пока что вынужден ночевать с ребенком в приютах для бездомных и питаться в благотворительной столовой.
Еще одна хрестоматийная и архетипичная история успешного успеха и американской мечты, которая — вопреки своей предсказуемости — работает. Главным образом благодаря отыгрышу Смита и его (реального и на экране) сына Джейдена. Про отношения которых впору писать отдельный текст: Уилл Смит, кажется, — самый любящий отец в Голливуде, который десятилетия упорно тащил Джейдена на большой экран. Джейден на большом экране не задержался, но не папа тому виной — папа старался.
Семь жизней, 2008
![]() Фото: компаний-прокатчиков, скрины 66.RU |
---|
И еще драматическая история, на этот раз не подъема — на этот раз искупления. Тим Томас устроил страшное ДТП, в котором погибли семь человек. И на протяжении остатка жизни он искупает эти грехи, натурально раздавая свои органы нуждающимся, помогая обездоленным и живя по совести.
Символизма и архетипов хватает и здесь (семь добрых дел как зеркальная антитеза семи смертным грехам), но оптимизма и бравады «Погони за счастьем» нет и в помине. Есть экзистенциальная обреченность на пути к ожидаемому финалу. И никакой американской мечты.
После нашей эры, 2013
![]() Фото: компаний-прокатчиков, скрины 66.RU |
---|
Далекое будущее, грузовой корабль терпит крушение на планете, некогда бывшей Землей. Землей она, собственно, и остается, просто откатилась в допотопное состояние с агрессивной флорой и фауной и без следа человека разумного. Молодому пилоту по имени Китай (Джейден Смит) предстоит через это все прорваться и подать сигнал бедствия, а второму пилоту (Смит-старший) — просто выжить до финальных титров. Задачу первому осложняют разные саблезубые кошачьи, второму — сломанные в двух местах ноги.
Бенефис и триумф Смита-отца — и такой же его провал как актера. Весь хронометраж фильма персонаж Смита лежит и страдает, в то время как на первых ролях — его сын. И тут становится немного понятно, почему карьера Джейдена никуда не двинулась, а фильм провалился в прокате. Яблоко от яблоньки только в поговорках недалеко падает, а в реальной жизни бывает по-разному. Возможно, именно поэтому в последующих работах с участием отца-сына («Гемини») обе роли играл сам Смит.
Бонус-трек
Не могу не добавить на тему «Уилл Смит — лучший батя Голливуда». Если меня спросят, «а что такое — быть отцом парня», я просто включу «Just the two of us», потому что лучше никто еще не сказал и не выразил. Смит, как по мне, после этой песни в принципе мог больше ничего не делать — и остаться при этом абсолютно великим. Даже без всякого «Оскара».