Три четверти американцев не верят выводам комиссии Уоррена. Сама эта комиссия уже почти 60 лет является предметом для горькой иронии, саркастических шуток и мемов, архетипическим случаем того, когда убийце поручено расследовать совершенное им самим убийство. Сегодня уже почти никто не сомневается в том, что Кеннеди был убит по заказу ЦРУ и его одиозного экс-директора Аллена Даллеса.
Оливер Стоун уже снимал об этом кино. Оскароносный «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе», 1991 года. Три с половиной часа Стоун при поддержке лучших сценаристов и операторов, а также голливудских звезд самого первого эшелона (Кевин Костнер, Майкл Рукер, Томми Ли Джонс, Джо Пеши, Гэри Олдмен, Кевин Бейкон, Джек Леммон, Дональд Сазерленд, Винсент Д’Онофрио, Мартин Шин) обличал Пентагон, ЦРУ и ФБР в самом чудовищном и глобальном в современной истории заговоре против собственного президента.
На этот раз он уложился в 118 минут. Без долгих прелюдий и лирических отступлений, без экскурсов в историю и не отвлекаясь на личную жизнь следователей и судей, Стоун еще раз оживляет в памяти людей 22 ноября 1963 года, Даллас, штат Техас.
Очень подробно, обстоятельно и последовательно разносит в клочья выводы комиссии Уоррена, издевается над самим составом комиссии, целиком состоящей из престарелых чиновников и политиков правого толка. Заново озвучивает основные тезисы. Стрелявших было как минимум двое. Ли Харви Освальда вообще не было в здании в момент выстрела. Кеннеди был ранен в шею и в лоб, а не в спину и затылок. Пуль, поразивших президента и губернатора, было как минимум шесть, но никак не три, потому что только губернатор Техаса был ранен четыре раза. Большинство улик было подтасовано агентами ФБР сразу же после убийства, баллистическая экспертиза, заключение врачей, даже фотографии вскрытия тела Джона Кеннеди были подделаны, большинство пленок с кадрами убийства были уничтожены, так же как десятки фотографий журналистов и частных лиц. Подозреваемый Освальд, убитый сам вскоре после президента, был агентом разведки и находился под наблюдением ЦРУ задолго до убийства.
Однако все это так или иначе было озвучено Оливером Стоуном еще в 1991-м. Так что самое интересное для знакомых с темой зрителей содержится во второй части фильма, когда режиссер переходит к причинам и следствиям выстрелов в Далласе.
Он высмеивает версию про причастность коммунистов, кубинцев или недавно снова всплывшую в фильме Мартина Скорсезе историю с итальянской мафией, которая якобы потеряла какие-то несусветные миллионы в заливе Свиней. И вновь, но на этот раз еще более уверенно, обвиняет во всем военных и силовиков. Дескать, великий гуманист Кеннеди серьезно мешал Пентагону, Даллесу, Гуверу и еще очень многим влиятельнейшим американским чиновникам бороться с коммунистами. Не давал открыто вторгнуться на Кубу, в полную силу развернуться во Вьетнаме, пытался сблизиться с Индонезией и Египтом и всерьез обсуждал с Никитой Хрущевым совместную высадку на Луне.
После смерти Кеннеди, утверждает Стоун, обо всем этом можно было забыть навсегда. Более того, агрессивная внешняя политика Линдона Джонсона, направленная на все большую эскалацию напряжения с Советским Союзом, во многом определила вектор развития США на многие десятилетия вперед. После Кеннеди в США так и не был выбран ни один подлинный реформатор, который бы захотел и смог изменить это. Система, созданная республиканцами Джонсоном и Никсоном, только сильнее была зацементирована Рейганом и Бушами, так что все усилия демократов, изредка добирающихся до власти, пропадали втуне.
Сегодня это напряжение достигло критической отметки. Два года назад часы Судного дня физики-ядерщики поставили за 100 секунд до полуночи. Где полночь — уничтожение в ядерной войне. Последний раз они были на этой отметке во времена Карибского кризиса. Означает ли это, что мы так близки к катастрофе?
Одним словом, тема убийства Кеннеди и его последствий сегодня актуальнее, чем когда бы то ни было. Вот только для российских зрителей это совсем не очевидно. В Екатеринбурге новый фильм Оливера Стоуна показывает только один кинотеатр. В этом кинотеатре убийству Кеннеди посвящен один-единственный сеанс. В 18:40. И в этот единственный раз в зале один-единственный зритель — это я.
Удачного просмотра.