Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Ничего столь жутковатого и веселого я еще не писал». Алексей Сальников — о новом романе «Оккульттрегер»

18 марта 2022, 09:00
«Ничего столь жутковатого и веселого я еще не писал». Алексей Сальников — о новом романе «Оккульттрегер»
Фото: архив 66.RU
Писатель и поэт, автор книги «Петровы в гриппе и вокруг него» рассказал 66.RU, как возникла идея написать о чудесных долгожителях-изгоях, согревающих своим теплом города, и кому будет интересна книга в жанре городского фэнтези.

В мае у писателя Алексея Сальникова выйдет новая книга — «Оккульттрегер». Предыдущий его роман — «Опосредованно» — вышел в 2018 году. После того было несколько рассказов, но теперь писатель снова вернулся к крупной форме. Идея романа «Оккульттрегер» пришла в голову Сальникову в конце 2020 года.

Алексей Сальников, писатель:

— Идея пришла глупо, на самом деле. Просто слушал кавер на композицию «Nothing else matters» группы Metallica. Наткнулся на него на YouTube, и что-то вдруг на меня накатило.

Действие романа происходит в 2019 году в маленьком городке на Урале. Главной героине Прасковье 500 лет, но выглядит она довольно молодо и каждые четыре месяца меняет свою внешность. Она относится к тем самым оккульттрегерам, миссия которых — сохранять тепло постепенно остывающих городов. У нее есть друг гомункул, который выглядит как ребенок и помогает своей спутнице. Вокруг них — люди, херувимы и черти. Однажды любимцу Прасковьи гомункулу начинает грозить опасность. И с этого начинаются их приключения.

До «Оккульттрегера» автор работал над другим романом, но тот в итоге не был дописан. Порой, признается Алексей Сальников, тексты приходится забрасывать. Но он их не сжигает, а складывает в ящик стола. И, как выяснилось, не зря. Так, эпилогом романа «Оккульттрегер» стала однажды написанная, никуда не вошедшая и ждавшая своего часа глава. «Получается, что сначала была эта глава. Я долго не понимал, для чего написал ее. И только работая над последним романом, понял, для чего она была создана», — говорит Сальников.

Образ замерзающих городов навеян реальностью. В нашем измерении, говорит писатель, некоторые города и населенные пункты тоже исчезают, и «порой по непонятным причинам». А другие живут веками. «И дело не всегда в экономике. Складывается ощущение, что дело еще и в каком-то таком чувстве, что город должен стоять на этом конкретном месте. А вокруг него должны находиться какие-то другие населенные пункты. Но дело же не только в том, что города остывают, это не главное. Главное, что там есть некие изгои, которые подогревают эти города».

По мнению автора, «Оккульттрегер» может понравиться читателю любого возраста, хотя рекомендует он его тем, кому уже исполнилось 18 лет — в книге есть сцены насилия. А экшен «буквально закручивает в спираль невероятных событий».

Алексей Сальников:

— Когда я писал, сам удивлялся тому, насколько забавная получается книга. Ничего такого безумного, жутковатого и в то же время веселого, как поездка в Серов, я, кажется, еще не писал. Там экшен не останавливается. С героиней постоянно случаются какие-то приключения, пока в конце 2019 года она не обретает покой на неопределенное время. Она еще не знает, что будет в 20-м, 21-м и 22-м годах. Как и мы все.

Алексей Сальников обещает презентацию романа в Екатеринбурге, но назвать конкретную дату не готов: «Бог знает, что еще может случиться, пока книгу печатают. Но если все пойдет нормально, то презентация в Екатеринбурге будет наверняка».

  • В 2018 году вышел самый известный на сегодня роман Алексея Сальникова, удостоенный «Приза критического сообщества» литературной премии «НОС» — «Петровы в гриппе и вокруг него». Книга также признана национальным бестселлером.
  • В 2019 году режиссер Кирилл Серебренников снял по этому роману фильм «Петровы в гриппе», который представили в конкурсной программе Каннского кинофестиваля 2021 года. В прокат картина вышла в сентябре того же года. Поставлены по ней и спектакли — режиссером Антоном Бутаковым в Центре современной драматургии (Екатеринбург) и режиссером Антоном Федоровым в Гоголь-центре (Москва).