Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Деклассированным элементам первый ряд. Павел Матяж – о новом сезоне сериала «Сквозь снег»

26 января 2022, 15:25
Деклассированным элементам первый ряд. Павел Матяж – о новом сезоне сериала «Сквозь снег»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
25 января на Netflix выложили первую серию третьего сезона постапокалиптической мыльной оперы о гигантском поезде, который движется по кольцевой линии длиной 40 000 километров.

Обидно, что эту тему, такую русскую по всей своей сути, придумали французы, реализовали корейцы, а теперь вот продвигает Netflix. И с продвижением у них полный порядок. А этот «Сквозь снег» – такая же наша тема, как водка, селедка, Гагарин и калашников. Мы тут в России все тоньше понимаем про мороз, ГУЛАГ и железные дороги. Но обо всем по порядку.

В результате каких-то сомнительных действий экологов по предотвращению глобального потепления, на Земле случилось глобальное похолодание. Температура -200 градусов, океаны промерзли до самого дна, все живое вымерло.

Выжившие вот уже третий сезон колесят вокруг планеты на мегапоезде, который называется «Сквозь снег». Даже звучит как-то не по-русски, особенно если это имя собственное. Snowpiercer. Корректней было бы «снегоруб», «снеголом», «снегорез» какой-нибудь.

Людей на «Снегорезе» около трех тысяч человек. Правда, и эти жалкие остатки человечества неуклонно сокращаются, поскольку совершенно не способны мирно сосуществовать. «Сквозь снег» – не сколько постапокалиптика, сколько политический триллер.

За предыдущие 20 серий жесткое классовое общество было несколько раз взорвано изнутри разнообразными революциями, майданами, протестами, митингами, антиправительственными забастовками — это уж как угодно. Кастовая система сменилась демократией, но не выдержала реакции. Началась анархия, все воевали со всеми, а те, кто не воевал, мечтали вернуться под чью-нибудь сильную руку в ежовой рукавице. В общем, все в лучших традициях марксизма-ленинизма. Главного злодея этой истории мистера Уилфорда (Шон Бин), которому и принадлежала та самая рукавица, даже называли карикатурным белым диктатором. Ну как Лукашенко.

К началу третьего сезона этот цисгендерный белый мужчина вернул себе верховную власть, которую утратил в самом начале, даже до начала шоу. После всех этих войн и революций жители поезда снова оказались под властью диктатора, только на этот раз не вымышленного, а вполне реального. Ну то есть, по сути, вернулись к началу сюжета. История сделала полный круг и вернулась в еще более мрачном обличье.

Значительно ухудшились условия труда. Первый класс, интеллектуальная элита, новые дворяне и финансовые олигархи были уничтожены еще в самом начале восстания деклассированных элементов, хвостовцев, безбилетных пассажиров из хвоста поезда. Оставшиеся второй и третий классы в результате смешались с хвостовцами в некую однородную массу, единый народ.

Вместе с тоталитарной системой угнетения масс оказалась разрушена система управления составом. Технические специалисты (пролетариат), отвечавшие за движение и ремонт поезда, погибли на войне, инженеры (в смысле интеллигенция) практически в полном составе бежали за границу. Отцепили несколько вагонов вместе с тепловозом и отбыли в противоположном направлении. Под началом диктатора Уилфорда остались немногочисленные выжившие в заварухе вертухаи и полицейские, бесполезные теперь граждане второго класса, крестьянство – та часть третьего класса, которая отвечала за выращивание продуктов питания, и очень много хвостовцев, безбилетников, которым раньше не полагалось никакой специализации.

Поезд серьезно пострадал в революции. Часть вагонов уничтожили, часть отцепили, система коммуникации между ними нарушена. Начинает ощущаться нехватка еды, накрылось паровое отопление.

В такой ситуации вариантов стратегии у генерального менеджера осталось немного. Остатки вертухаев и полиции устроили в замерзающем поезде ГУЛАГ. Раньше тюрьма занимала только последние вагоны, но теперь распространилась на весь состав. Население поделилось на тех, кто сидит, и тех, кто охраняет. И весь этот концлагерь на колесиках продолжает нестись на огромной скорости через ледяную бездну под управлением авантюриста, которого волнует только собственная безопасность.

В полнометражном варианте корейца Пон Чжун Хо весь фильм продолжалась революция хороших хвостовцев против плохих нехвостовцев. В сериальном формате наоборот. Зрителей уже третий сезон убеждают, что не надо было раскачивать лодку, что в майданах нет ничего хорошего, вот посмотрите, чего они добились, эти ваши бунтари.

Однако это тоже упрощение. И условно хорошие, и условно плохие персонажи шоу столько раз уже переходили на другую сторону и меняли убеждения, что очень сложно сейчас, на старте третьего сезона, определить, к чему его шоураннеры клонят, куда выводят.

Сценаристы сериала давно уже вышли за рамки корейской полнометражки, а на французский оригинальный комикс они и раньше не особенно оглядывались. Впрочем, кое-какие детали основы им пришлось сохранить, и время от времени они возникают по ходу движения состава. Так что, возможно, в третьем, ну, или четвертом сезоне шоу ждет свой Terminus, или «Конечная станция». По крайней мере, так назывался четвертый том Le Transperceneige.

Удачного просмотра.