Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Баба-Яга, Водяной и Кощей против москвичей. Павел Матяж о фильме «Последний богатырь: Посланник тьмы»

24 декабря 2021, 08:37
Баба-Яга, Водяной и Кощей против москвичей. Павел Матяж о фильме «Последний богатырь: Посланник тьмы»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Корпорация «Дисней» и компания Yellow, Black and White при поддержке Фонда кино продолжают издеваться над русскими сказками. На третий раз сюжет базируется на пушкинской «Руслане и Людмиле», с современной Москвой в качестве царства злого Черномора.

Жирная компьютерная утка парит над Белогорьем. Через несколько секунд оказывается, что никакая это не утка, а злая колдунья Галина, которую по-прежнему играет Елена Валюшкина («Формула любви»). В предыдущей серии она потеряла и помощницу, и повелителя, для которого творила разнообразные гадости. Но не утратила при этом ни маниакальную тягу ко злу, ни магические способности. Злодейка приземляется на берегу нефтяного болота, из которого при помощи черной магии вытаскивает не менее черного рыцаря – такого же точно, как в кошмарах царевны Цири из популярного сегодня польского фэнтези.

Эта кража (машинальная, скорее всего, — мало ли черных рыцарей было в истории кино) у Netflix заставляет вспомнить, что «Ведьмак» тоже был основан на славянских сказках. Только Геральт там с нечистью не церемонился. Разнообразным лешим, русалкам, водяным и бабкаежкам было положено умирать в страшных муках от ударов ведьмачьего меча и ничего больше. Однако у русского кино свой особый путь. И он очень-очень-очень далек от славянских сказок, польского фэнтези и Netflix.

Фото: kinopoisk.ru

В качестве главного референса «Последний богатырь» по-прежнему использует Шрека. Стартовая сцена отличается от вступления в «Шрек-2» только русско-народными персонажами. Баба-Яга (Елена Яковлева «Интердевочка», «Каменская»), Кошей Бессмертный (Константин Лавроненко «Возвращение», «Изгнание») и Водяной (Сергей Бурунов «Полицейский с Рублевки») помогают Ивану подготовиться к свадьбе с Василисой под саундтрек из «Стражей Галактики». Влюбленные выбирают кольца, украшают Избушку на курьих ножках и принуждают к миру расшалившегося Змея Горыныча. А также гигантского муравья.

Фото: kinopoisk.ru

При чем тут муравьи? Ну, в общем-то, он же не из воздуха материализовался. Для создания гигантского муравья понадобился престарелый маг Светозар (Тимофей Трибунцев «Проклятье») и крайнее редкое и сложное вещество «увеличивающий порошок». Другое дело, что это многообещающее волшебное зелье в дальнейшем не сыграет никакой роли, никак не повлияет на сюжет. Это просто шутка, бессмысленная и беспощадная, как и многое другое во франшизе «Последний богатырь». Гигантское насекомое — это просто гигантское насекомое, оно никуда не ведет, ни на что не намекает, а если что-то и означает, то только то, что мы снова здесь, в этой аляповатой вселенной, в руках ее безумных сценаристов.

Фото: kinopoisk.ru

Ни муравьи, ни драконы, ни волшебные зелья, ни кольца даже не имеют для развития событий абсолютно никакого значения. Все эти линии и арки ведут в пустоту, в тупик. Тут действует своя собственная механика и логика. Свадьба не состоится, поскольку черный рыцарь и Галина украдут невесту. В ходе непродолжительной, но очень динамичной погони Галина, Иван и все их волшебные помощники окажутся в Москве XXI века, там, где все это и началось два фильма назад.

Фото: kinopoisk.ru

«Руслан и Людмила», вроде бы основанная на неких былинах, тоже начиналась с похищения невесты. «Последний богатырь» смутно напоминает пушкинскую сказку несколькими деталями. Тут будут полеты, зачарованная царевна, древний меч, говорящая отрубленная голова и мистическое путешествие главного героя в некоем волшебном царстве. Только вместо царства Черномора создатели «Богатыря» использовали Москву.

Фото: kinopoisk.ru

К третьему фильму стало понятно, что на одном «Шреке» далеко не уедешь. А вот сюжетов про попавших в наш мир персонажей из прошлого, будущего, легенд, мифов и других измерений такое количество, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Культурный шок Бабы-Яги, Кощея, Колобка и Водяного от столкновения с москвичами XXI века – отличный повод для шуток.

Фото: kinopoisk.ru

Команда сценаристов во главе с Виталием Шляппо («Кухня», «Отель Элеон», «Супербобровы») использует эту возможность по максимуму. Они цитируют «Терминатора-2», «Назад в будущее», «Пришельцев» и даже «Бойцовский клуб» и добавляют к внушительному массиву тематических шуток выдающиеся комедийные скетчи: Баба-Яга в такси, Водяной у телевизора, Иван-дурак на «Почте России».

Фото: kinopoisk.ru

Впрочем, три неплохие шутки не спасают весь фильм. На каждый удачный момент тут есть десять неудачных, каждую изобретательную сценарную находку уравновешивает рожающий Филипп Киркоров, кошмарным образом вмонтированный в жар-птицу, которая выглядит так, как будто ее рисовали в тридэмаксе в 2003 году.

Фото: kinopoisk.ru

Хотя, пожалуй, нет. Сцена с Киркоровым перевешивает что угодно. Это невозможно развидеть. Вот именно из-за таких эпизодов российскую кинопродукцию не любят зрители. Он объединяет в себе все самое худшее, что есть в нашем кино: бездарных, но страдающих манией величия актеров, чудовищный грим и костюмы, архаичную компьютерную графику, слабый сценарий и полное отсутствие оригинальных идей у оператора и режиссера.

Фото: kinopoisk.ru

Единственный плюс «Последнего богатыря», и плюс действительно огромный, в том, что он последний. Трилогия Дмитрий Дьяченко закончилась. Ни в следующем году, ни через год мы не увидим продолжения. Если, конечно, не произойдет чудо и «Богатырь» не обгонит по сборам «Человека-паука». Пересмотрите лучше «Паука» или «Матрицу». Пожалуйста.

Удачного просмотра.