Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Старые грабли и новые шишки: каким получился второй сезон «Ведьмака»

20 декабря 2021, 12:50
Колонка
Старые грабли и новые шишки: каким получился второй сезон «Ведьмака»
Фото: Netflix / скрины 66.RU
Netflix скопом выкатил все серии II сезона «Ведьмака», а Кирилл Зайцев их скопом посмотрел и рассуждает, что в них удалось лучше дебютного сезона, а что получилось вообще никак.

Странствующий охотник на чудовищ по древнему обычаю — «право неожиданности» — получает в услужение юную княжну. Он везет ее в Каэр-Морхен — древнюю крепость, которая служит бродячим ведьмакам форпостом. Там юная княжна должна постичь все грани ведьмачьего мастерства и сама стать убийцей чудовищ. А вокруг бушуют политические страсти, магические интриги, локальные междоусобицы и маленькие победоносные войнушки.

Это если вдруг вы не знали содержание книжного цикла Анджея Сапковского — польского самородка, который уже в зрелом возрасте выстрелил рассказами в духе постмодернистского фэнтези. Рассказы в итоге вылились в сагу из 7 томов с послесловием, сверхуспешную серию видеоигр, а теперь и в мощный дорогой сериал от главного стримингового сервиса планеты.

Первый сезон получился очаровательным, но очень неровным, сбивчивым и рваным. Сюжетные и временные линии тасовались в рандомном порядке, персонажи появлялись-исчезали из серии в серию по воле левой пятки сценаристки. За этим сумбуром сильно терялась и выдающаяся игра Генри Кэвилла мужественным подбородком, и схватки с чудовищами, и довольно оригинальный мир, пропитанный серостью, предательствами, ксенофобией и лицемерием.

Фото: Netflix / скрины 66.RU

В этом смысле создатели сериала очень точно уловили дух оригинала: Сапковский брал сюжеты и мотивы всем известных сказок про Белоснежку или Красавицу с Чудовищем и приземлял их, изворачивая и выворачивая смыслы и посылы добрых историй. Так, изнасилованная егерем Белоснежка сколачивала банду из семи гномов и шла на большую дорогу, например.

Второй сезон в плане повествования стал куда ровнее и логичнее первого, а вот рисовка мира резко сменилась. Авторы не раскачиваются подолгу, а сразу уходят от локальных историй и деталей этого мира в сторону эпического конфликта между королевствами и магами.

Логику развития задал сам Сапковский: у него тоже камерная история героя-изгоя к концу становилась полотном о судьбах мира. Той же дорожкой пошли разработчики из CD Project Red, но в первом и втором случаях прелюдия была более подробной. Netflix же всего одним сезоном ввел нас в курс дела, а уже во втором побежал догонять «Игру престолов» с их масштабами и вереницей сюжетных линий.

Фото: Netflix / скрины 66.RU

На этом фоне почти сразу как-то теряются, собственно, герой из заголовка — ведьмак — и его молодая ученица. Они тренируются в своем Каэр-Морхене немножко в стороне, наособицу от основного сюжета, решают свои проблемы, пока могущественные мира того решают свои. Тем интереснее посмотреть, как авторы сериала сведут все воедино в дальнейших сезонах, сплетут ли локальные и глобальные истории в одно связное и цельное полотно. Пока я таких намеков не вижу.

Зато вижу вопиющее лицемерие. Еще с момента анонса I сезона интернеты бурлили на тему темнокожих эльфов и магов. Оно, конечно, с одной стороны — чистейшая фантазия и выдумка — населять этот мир могут какие угодно персонажи. С другой стороны, это мир леших, суккубов, утопцев и полуденницы. То есть что-то близкое к Восточной Европе средних веков. А там — как в том советском анекдоте про американского шпиена:

— Как вы меня раскрыли?
— Так у нас негров, милок, отродясь не видали.

Фото: Netflix / скрины 66.RU

Иронично, что в исходном материале все есть. Темы расизма и ксенофобии, неприятия любых непохожих — магистральные в произведениях Сапковского (и в играх CDPR, кстати). Их они препарируют дотошно, всесторонне и талантливо. Нативно подводят читателя к вопросам вроде «Разве можно живое существо бить просто за другую форму ушей?! Дичь какая». И как пропаганда здравого смысла, как диалог с читателем/игроком это работает куда эффективнее, чем молчаливая демонстрация расового разнообразия в кадре.

Эльфы же, низушки и краснолюды в мире «Ведьмака Netflix» чувствуют себя более вольготно. По крайней мере, в разрезе двух первых сезонов. Притеснения — все как-то вскользь, унижения и боль — слегка на периферии сознания. И точно не с той широтой и глубиной книжной и игровой вселенных, где обсуждениям проблем местных меньшинств отводились целые часы экранного времени.

Возможно, такой контраст рождается потому, что в одном случае художники делали художественные произведения, в другом — коммерсанты угождают левой повестке.

Фото: Netflix / скрины 66.RU

Несмотря на эти шероховатости на уровне трусов и крестика, второй сезон «Ведьмака» обязателен к просмотру.

Во-первых, он феерически, дьявольски красив. Как в плане подбора локаций, так и работой оператора-постановщика. Каждый длинный, сочный, общий план хочется печатать и вешать постером во всю стену — я не знаю, где они в зимней Восточной Европе такие места нашли и как умудрились наполнить красками оттенки серого, белого и черного.

Во-вторых, тут много крепких актерских работ. Неожиданно хороша даже не по годам зрелая Фрейя Аллан. Цири на момент описываемых событий была тинейджером, что вносит определенный диссонанс — актриса-то уже в третий десяток шагнула, но справляется. Смотрит на мир по-детски наивно, обижается пубертатно-выспренно, авторитетов особо не признает, всему миру все доказывает.

Фото: Netflix / скрины 66.RU

На месте и пусть не особо многочисленные, но эффектно поставленные схватки — с чудовищами ли, без ли. Хотя ничего подобного резне в Блавикене из первого сезона не видать: ни той фехтовальной хореографии, ни убийственной грации танца смерти Геральта. В этом, конечно, шаг назад.

Зато в остальном — два вперед: «Ведьмак» Netflix стал ровнее, последовательнее и краше, связнее и понятнее как фанатам, так и мимо проходившим.

Фото: Netflix / скрины 66.RU