В колонке 66.RU режиссер неигрового кино, руководитель киноклуба «Третье тысячелетие» в Фильмофонде Олег Балмашев рассказывает об абсолютно напрасно забытых фильмах. Он уверен, что кино бывает разным — авторским, коммерческим… Но бывает серьезное, глубокое и одновременно зрительское — доступное и интересное широкой аудитории. Из таких фильмов, снятых в период 1920–1980-х годов, состоит подборка режиссера.
Он рассказывает, например, о фильме «Два друга, модель и подруга». Немая комедия, высмеивающая бюрократов, мешающих молодым изобретателям. Алексей Попов — выдающийся театральный режиссер, который снял всего одну кинокартину. Фильм был дико популярен в Советском Союзе в 1927 году. Это одна из первых советских комедий и в какой-то мере первый советский роуд-муви. Герои проделывают путь к районному центру на пароходе, затем пересаживаются на самодельный плот и везде встречают одни и те же бюрократические преграды.
Еще один старый забытый фильм в рекомендации Олега Балмашева — «Любушка». Это художественная лента Владимира Каплуновского по повести Петра Ширяева «Внук Тальони». Если коротко о сюжете: бандиты отобрали у крестьянина Никиты Лыкова прекрасного коня, а ему оставили взамен клячу. Крестьянин стал выхаживать лошадь, оказавшуюся знаменитым орловским рысаком по кличке Любушка.
А есть в подборке Олега Балмашева очень своеобразный испанский фильм режиссера Хайме де Арминьян «Стико». В роли бывшего профессора римского права Леопольдо Контрераса — Фернандо Фернан Гомес. Профессор испытывает серьезные финансовые проблемы и выставляет на продажу квартиру и библиотеку. Узнав об этом, бывший студент дона Леопольдо, а ныне преуспевающий бизнесмен Гонсало Барсена (Агустин Гонсалес), предлагает своему учителю помощь. Однако профессор отказывается ее принять, взамен предлагая себя… в рабы своему ученику. В полном соответствии со столь ценимым обоими римским правом.
Больше интересных фильмов вы найдете по ссылке ниже.
Арт-директор Tele-Club Group Семен Гальперин собрал несколько увлекательных черно-белых фильмов, которые до сих пор не потеряли своей актуальности и эффектности. Как говорит Семен, не посмотреть их — это большая ошибка.
Например, лента «Страсти Жанны Д’Арк». Судилище над Жанной Д’Арк хорошо задокументировано. Остались сотни страниц стенограмм судебных заседаний и допросов Жанны, а имена судей покрыты позором на века. Так же произошло и с другими неправедными процессами — от суда Пилата до суда над Бродским. Об этом, по словам Семена, неплохо бы помнить тем, кто устраивает несправедливые суды в наше время.
Кроме того, в этой подборке вы найдете фильм «Мушетт» любимого режиссера Тарковского Робера Брессона. Как пишет Семен, история буллинга и изнасилования школьницы по прозвищу Мушка («Mouchette») заставит ваше сердце разрываться — особенно во время знаменитой финальной сцены, где Мушка пытается скатиться с обрыва и упасть в воду, чтобы покончить с собой.
Также здесь Семен Гальперин рассказывает о любимом фильме Чарли Чаплина — «Возница». Сюжет этого фильма ужасов построен на легенде, по которой последний умерший перед наступлением Нового года становится водителем повозки Смерти и весь следующий год собирает души людей. В наступающем году роль Харона должен принять погибший во время пьяной драки абьюзивный алкоголик Давид Холм.
Еще несколько черно-белых лент вы сможете найти ниже.
Директор парка Маяковского Павел Зубакин составил особенную подборку — в ней он рассказал о снятых в советское время фильмах, которые заставят вас задуматься о том, чему раньше детей учила школа и какими качествами обладал настоящий педагог.
Например, в фильме «Доживем до понедельника» описывается всего три дня из жизни советской школы. Типичный класс: за партами неформальный лидер, первая красавица, белая ворона и дуралей, который всех веселит. У доски — интеллигент и умница, учитель истории Мельников. Его образ достоин отдельной книги: Вячеслав Тихонов сыграл филигранно, особенно в сценах, когда он молча смотрит на своих учеников. Узнает в Гене Шестопале себя, видит своего вечного оппонента, циничного лидера Батищева, а в конце оглядывает весь класс, понимая, что ждет каждого.
Возмущенная поступком одного из учеников, который сжег сочинения всего класса, учительница литературы считает личным оскорблением оставленное на месте преступления стихотворение… «дураки остались в дураках, сломанная клетка — горстка пепла, а журавлик снова в облаках». В ответ Мельников парирует, что у учителей есть еще время доказать, что они лучше, чем о них думают. Доказывать свою состоятельность ученикам каждый день и каждый час. В противном случае — выбрать другое ремесло, где ошибка обходится дешевле.
В экранизации рассказа «Уроки французского» писателя Валентина Распутина показаны послевоенные голодные годы. Как описывает Павел, жизнь одиннадцатилетнего Володи, отправленного матерью в райцентр для учебы, непроста — уроки даются с трудом, пропитания не хватает.
Помощь парню приходит из необычного места. Чтобы поддержать голодающего ученика, учительница французского, отчаявшись накормить гордого Володю, идет на хитрость. «Сыграем на деньги?» — спрашивает она. Поддается и проигрывает своему ученику монетки, а случайно заметивший эту сцену директор школы без колебаний увольняет учителя за непедагогичный поступок. Неприемлемо играть со своим учеником в азартные игры. Но и чужих детей не бывает — а сильный всегда помогает слабому, какие бы преграды и риски ни были.
А фильм «Розыгрыш» Павел Зубакин считает наглядной иллюстрацией необходимости преподавать в школе не только математику, но и нравственность. Ведь если каждый педагог будет стараться воспитывать своих учеников сильными личностями, то они действительно не спасуют перед жизненными трудностями.
О других советских фильмах про воспитание и образование вы можете почитать ниже.