Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Планы на выходные: восемь забытых фильмов XX века от режиссера Олега Балмашева

3 апреля 2021, 11:11
Колонка
Планы на выходные: восемь забытых фильмов XX века от режиссера Олега Балмашева
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
В колонке 66.RU режиссер неигрового кино, руководитель киноклуба «Третье тысячелетие» в Фильмофонде Олег Балмашев рассказывает об абсолютно напрасно забытых фильмах. Он уверен, что кино бывает разным — авторским, коммерческим... Но бывает серьезное, глубокое и одновременно зрительское — доступное и интересное широкой аудитории. Из таких фильмов, снятых в период 1920–1980-х годов, состоит подборка режиссера.

«Два друга, модель и подруга», 1927 год, СССР

Немая комедия, высмеивающая бюрократов, мешающих молодым изобретателям. Алексей Попов — выдающийся театральный режиссер, который снял всего одну кинокартину. Фильм был дико популярен в Советском Союзе в 1927 году. Это одна из первых советских комедий и в какой-то мере первый советский роуд-муви. Герои проделывают путь к районному центру на пароходе, затем пересаживаются на самодельный плот и везде встречают одни и те же бюрократические преграды.

«Гибель сенсации», 1935 год, СССР

По факту Александр Андриевский снял первый фильм о восстании машин. Научная фантастика о том, как ученый-идеалист создает роботов для облегчения труда рабочих, а в результате гибнет, растоптанный своими созданиями, которых перепрограммировали в карателей-забастовщиков. Фильм снят по мотивам романа Владимира Владко «Железный бунт» (1931).

Уже потом такая тема стала практически отдельным жанром в кино — вспомним «Терминатора», «Космическую одиссею», «Я, робот»…

«Столь долгое отсутствие», 1961 год, Франция, Италия

Картина получила «Золотую пальмовую ветвь». В СССР прокат начался в 1963 году. Картина — первое знакомство нашего зрителя с великим французским актером Жоржем Вильсоном. И потрясающая Алида Валли, франко-итальянская актриса, в роли Терезы Ланглуа. Главная героиня Тереза много лет спустя после войны встречает бродягу и узнает в нем мужа, которого считала погибшим. Оказывается, после допросов в гестапо он потерял память и живет бездомным, не помня ни ее, ни дороги домой…

Анри Кольпи — режиссер известный, но малопопулярный, что, на мой взгляд, несправедливо. Кольпи снял как режиссер всего восемь картин. Среди них есть и другие выдающиеся — «Кодин» (1963), «Счастлив тот, кто подобен Уллису» (1969).

«Любушка», 1961 год, СССР

Художественный фильм Владимира Каплуновского по повести Петра Ширяева «Внук Тальони». Если коротко о сюжете: бандиты отобрали у крестьянина Никиты Лыкова прекрасного коня, а ему оставили взамен клячу. Крестьянин стал выхаживать лошадь, оказавшуюся знаменитым орловским рысаком по кличке Любушка.

В фильме звездный актерский состав: Евгений Шутов, Олег Ефремов, Евгений Евстигнеев, Владимир Заманский, Леонид Куравлев. Владимир Каплуновский был обладателем неординарного таланта, но, увы, как режиссер снял всего три картины — «Капитанская дочка» (1958), «Мексиканец» (1955) и «Любушка».

«Я ее хорошо знал», 1965 год, Италия, Франция, Германия

Картина Антонио Пьетранджели — история девушки, мечтающей о карьере киноактрисы. Мечта потихоньку становилась реальностью. И вот Адриана уже снимается в кино.

В фильме детально показан мир кинематографа Италии 60-х. Режиссер собрал в этой драме большое количество знаменитейших итальянских актеров — Уго Тоньяцци, Нино Манфреди, Жан-Клод Бриали и совсем юный Франко Неро. Стефания Сандрелли в роли Адрианы просто блистательна. Она выразительна и естественна буквально в каждом кадре.

«Черные кошки в бамбуковых зарослях», 1968 год, Япония

Один из крупнейших японских режиссеров Канэто Синдо, получивший главный приз на Московском кинофестивале за картину «Голый остров», снимает в 1968 году японское самурайское кино «Черные кошки в бамбуковых зарослях». Это черно-белая драма с элементами хоррора и мистики, и потрясающая Нобуко Отова в одной из главных ролей.

Канэто Синдо избрал для экранизации старинную легенду о женщинах, которые после гибели от рук самураев превратились в демонов и мстили жестоким воителям.
Фильм был довольно спокойно принят зрителями в 1968 году, но сейчас его можно оценить по достоинству. Он блестяще сочетает в себе и образы театра кабуки, и даже нотки экспрессионизма.
Это шедевр жанра «кайдан» — страшный, красивый и местами околдовывающий.

«Первая ласточка», 1975 год, СССР (Грузия-фильм)

На мой взгляд, это лучший фильм режиссера Наны Мчедлидзе.

В маленьком грузинском городке мужчины играют в футбол, разделяясь на команды женатых и холостяков. Заинтересовавшись игрой, юный Хвича (Васо Надарая) стал тренироваться вместе с друзьями-футболистами. Так в городе появилась настоящая футбольная команда «Первая ласточка». Долгое время она выходила победительницей во всех матчах, но однажды в город прибыло английское судно «Глория», и англичане нанесли «Ласточке» первое жестокое поражение.

В картине есть определенная наивность, огромная искренность, и при этом она не лишена самоиронии. Много музыки, юмора и отличных актерских работ. К слову, Додо Абашидзе получил премию Всесоюзного кинофестиваля за лучшую мужскую роль.

«Стико», 1984 год, Испания

Очень своеобразный испанский фильм режиссера Хайме де Арминьян. В роли бывшего профессора римского права Леопольдо Контрераса — Фернандо Фернан Гомес. Профессор испытывает серьезные финансовые проблемы и выставляет на продажу квартиру и библиотеку. Узнав об этом, бывший студент дона Леопольдо, а ныне преуспевающий бизнесмен Гонсало Барсена (Агустин Гонсалес), предлагает своему учителю помощь. Однако профессор отказывается ее принять, взамен предлагая себя… в рабы своему ученику. В полном соответствии со столь ценимым обоими римским правом.

Благодаря работе в этой картине Фернандо Фернан Гомес стал обладателем Серебряного Медведя за лучшую мужскую роль.