Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Почему музыканты из 2000-х переживают новый подъем популярности? Объясняет музыковед

2 января 2022, 14:34
Почему музыканты из 2000-х переживают новый подъем популярности? Объясняет музыковед
Фото: Шура YouTube
Композитор и музыкальный редактор из Санкт-Петербурга Анна Виленская в рамках лекции Института музыкальных инициатив рассказала о шести манипуляциях, которые используют композиторы, чтобы заставить нас слушать, подпевать и подтанцовывать под свои песни. 66.RU приводит выжимку из этого выступления.

Есть определенные манипуляции, которые нравятся нашему мозгу. Естественно, музыка обязана ими пользоваться, если хочет, чтобы ее купили — у нас же мир капитализма и композитор должен зарабатывать денежку.

Поговорим подробнее про самые распространенные манипуляции.

Знакомый материал

Фото: скриншот лекции

Казалось бы, самая простая манипуляция, но она же — самая важная и основополагающая. Наш мозг так работает, что когда мы предугадываем следующий фрагмент песни, он дает нам позитивное подкрепление.

Все дело в том, что когда мы слушаем музыку, мы никак не можем перестать предполагать, что будет дальше. На самом деле это проявляется не только в музыке, но и вообще в жизни. Люди так эволюционно устроены, что если мы не будем думать о будущем и жить «только сегодняшним днем», мы умрем от голода и вообще все будет плохо.

Поэтому когда мы что-то слушаем, наш мозг упаковывает все это в «контейнеры», отслеживает любой повтор и предполагает, что будет дальше. Композитор может работать с этим так: если он будет давать слушателю то, что он хотел и ожидал, то слушатель будет радоваться. Если вы даете ему не то, что он ожидал, слушатель в шоке. И то и то может быть на руку автору в разные моменты.

Четкие сигналы, где куплет и припев

Еще в младенчестве мы начинаем чувствовать «квадратность» музыки. Каждый музыкальный фрагмент наш мозг воспринимает как четверостишие, в котором каждая четвертая строка является последней — мы чувствуем, что что-то заканчивается и сейчас музыка должна начать повторяться или будет новый раздел с кардинально новым материалом. Мы это понимаем исключительно по опыту, который получаем, когда слышим колыбельные и другую музыку. Это суперважно, потому что именно так формируется отдельный вид слуха — архитектонический. Именно он позволяет нам в будущем понимать, где куплет, а где припев.

Но ведь в музыке не все так просто: не все, с чего начинается песня, это куплет. Не все, что идет после куплета, это припев. Есть еще интро, бриджи, аутро.

На самом деле главное отличие припева и куплета — в их функции. Куплет должен погрузить слушателя в состояние, когда он внимает истории. Например, именно в куплете может быть много важных слов. Чтобы слушателю было легко воспринимать информацию в куплете, ему не нужно давать какие-то сложные аккорды, которые ему будет сложно внутри себя обработать. Поэтому для него очень часто придумывают четыре простых аккорда, которые повторяются по кругу. Каждый такой «квадрат» заканчивается устойчиво.

Но чтобы подвести к припеву, авторы музыки разрушают эту идиллию, и последний «квадрат» завершается каким-то неустойчивым аккордом. Так нам дают понять, что здесь прерываться нельзя и сейчас вот будет то самое — припев. Под него можно танцевать и, скорее всего, захочется подпевать. Это чисто физиология. Подпевать под припев проще, чем под куплет, потому что он может состоять из «уа», «иу» и других звуков.

Припоминание и обновление

Фото: скриншот лекции

Наш мозг довольно капризный. Если ему давать много новой информации, он будет капризничать. Но если ему все время повторять одно и то же, это ему тоже не понравится. Поэтому композиторы придумали секвенцию — это повтор мелодии от другой ноты.

Такое можно услышать в песне «Если у вас нету тети» — на повторяющихся нисходящих строчках «если у вас, если у вас». В этот момент мозг воспринимает, что материал старый, но звучит по-новому, и это ему очень нравится. Кстати, в советских песнях секвенция в припевах встречается довольно часто.

Интонации из русского романса, которые трогают душу

У Бориса Гребенщикова есть одна старая песня, которая ему самому уже надоела, — «Город золотой».

Эта песня — кладезь манипуляций. В ней сделано все, чтобы мы точно подпевали ей.

Во-первых, здесь есть зачинные интонации — несколько интервалов, которые дают нам четкий сигнал что-то делать. А есть более тонкий романсовый интервал — малая секста.

Во-вторых, он трижды начинает с интервала, который хочется пропеть.

В-третьих, вся эта прогрессия идет наверх. А когда что-то идет наверх, тонус и напряжение в нашем организме увеличиваются.

Ну а в припеве у него использована секвенция. В общем, Борис Гребенщиков собрал комбо!

Модуляция

Модуляция — это смена звуковой палитры. Есть два способа это сделать в эстрадной музыке.

Первый — модуляция-сдвиг (я ее называю «в лоб»). Это то, что происходит в песне «Свадьба» — в конце певец не просто несколько раз повторяет припев, а каждый раз поет его быстрее и на ноту выше. И делает он это совершенно внезапно — ничто к этому не вело. Такой способ решает конкретную композиторскую задачу — привлечь слушателя и создать новые эмоции перед финалом.

Вторая — функциональная модуляция. Это более плавный интересный переход, который вызывает у нас новые чувства на моменте перехода. Например, функциональную модуляцию применяют Radiohead в песне Karma Police.

Это прием нужен, чтобы отвечать требованиям нашего мозга, которому будет скучно, если музыка будет слишком простой, и неинтересно — если она будет слишком сложной. И модуляция с этой задачей отлично справляется.

Ностальгия

Одним из важнейших — и самым работающим — методом для композиторов является ностальгия. Волна ностальгии связана с тем, что самым уже довольно взрослым слушателям хочется слышать те песни, которые крутили по радио, когда они были совсем маленькими, — для них это создает атмосферу домашнего уюта.

Сейчас это хорошо видно в Tik Tok. Там помимо танцев и веселых песенок есть очень много ностальгичного контента. Например, все кому не лень сделали фиты с Сергеем Жуковым. Эльдар Джарахов — с парнем из «Чай Вдвоем».

А еще периодически можно встретить нарезки из клипов Шуры. И самое интересное — под видео с его клипами всегда пишут позитивные комментарии, что «он классный парень» и «мы тоже любим песни Шуры».

@tata_mixmusic

#шура #хиты2000 #музыка2000 #ностальгия #треки #музыка

♬ оригинальный звук — ✿???????????????????? ✿ ????

Его песни звучат действительно очень современно. Например, песня «Ты не верь слезам» по гармонии один в один с тем, что сейчас происходит в поп-музыке.

Взять, допустим, песню «Краш» Клавы Коки и Niletto. Если убрать оттуда автотюн, получится типичная песня «нулевых». Простой бит, прямой ритм, чистенький аккорд, определенная последовательность аккордов, которые синтетически звучат, определенные тембры — все есть в этой песне. И это прямо пугает — потому что эта песня больше похожа на песню «нулевых», чем сами некоторые представители того времени.

И подобные отсылки мы встречаем везде. Например, в этом году вышел трибьют песен группы «Тату».

Мне кажется, что это подтверждает то, что ностальгия действительно работает как средство манипуляции.

Если попробовать немного подытожить, то можно вывести формулу идеальной песни для двух типов слушателей — «чувствователей» и «наблюдателей».

Фото: скриншот лекции

Полностью посмотреть лекцию можно ниже.