Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Это драма или фарс, Нео?» Какой получилась новая «Матрица» (без спойлеров)

16 декабря 2021, 14:05
Колонка
«Это драма или фарс, Нео?» Какой получилась новая «Матрица» (без спойлеров)
Фото: фирмы-производителя
Сегодня в российский прокат выходит четвертая часть легендарной франшизы. Кирилл Зайцев уже с первого сеанса, и даже не знает, что сказать. Но все равно сделает это на двух листах формата А4.

Кстати, не понимаю упорной любви наших локализаторов переводить множественное число в наименованиях франшизы в единственное. Revolutions у них стали «революцией» (а это был важный момент), Resurrections стали «воскрешение» (тоже важный момент).

Но не самый.

Как я писал ранее, новая «Матрица» была самой темной лошадкой сезона:

  • сиквел, который никто не ждал, более того — не просил;
  • трудновыполнимая задача — продолжить законченную историю, которой не нужно послесловие;
  • сложный материал, который легко опошлить сценарной импотенцией с мультивселенными или немотивированными воскрешениями.

Получилось у Ланы Вачовски в одного, без сестры? Я пойму любую реакцию — вплоть до самой разгромной и ядовитой. Потому что «Матрица: воскрешения» — весьма оригинальная и по-своему очаровательная работа, но совсем не то, чего ждешь от «Матрицы».

Фото: фирмы-производителя

С оговорками, но она работает не только как сиквел/перезагрузка, но и как самостоятельное произведение без привязки к оригинальной трилогии. Настолько все связано, но в то же время другое.

Никаких серьезных щей и пророчеств — максимальная самоирония на грани неприкрытого стеба прямым текстом в одной из сцен: стеба над сиквелом, который никто не ждал и не просил, но студия потребовала продолжения, а это конвейер, так что надо дать, потому что иначе разорвут контракт и заберут права на франшизу.

¯\_(ツ)_/¯

«М: В» во многом такая: постмодернистский коллаж с проломом 4-й стены, щепотками фансервиса на каждом шагу и самоповторами кадр в кадр, но наполненными другими смыслами. Мессия-геймдизайнер, агент-метросексуал, Морфеус — клоун вроде осла из Шрека.

«Матрица: воскрешения» львиную долю хронометража даже не пытается казаться серьезной — вплоть до того, что герои вслух задают друг другу вопрос «Это драма или фарс?»

Никто больше не спасает мир — он прекрасно вертится без спасителя. А тебе, спаситель, неплохо бы разобраться с бедами с башкой. Не на уровне мамкиных инста-психологов про «поток» и «ресурс», а на уровне — со мной точно все хорошо или я опасен для окружающих?

Фото: фирмы-производителя

На этом месте тонкие знатоки и люди с хорошей памятью подумают, что постмодерновая метаирония завернулась новыми слоями и Лана Вачовски пересняла «Шматрицу» Гоблина. Который в свою очередь «смешно» переозвучивал оригинальную «Матрицу» и где, напомню, Нео тоже бегал от санитаров по дурдому.

Но Лана Вачовски как автор куда сильнее Гоблина и увела сюжет в такие дебри, что фильм реально интересно смотреть. На фоне одноклеточных блокбастеров про взрослых мужиков в цветном трико «Матрица: воскрешения» умудряется быть непредсказуемой и увлекательной.

И это даже хорошо.

Фото: фирмы-производителя

Как хорошо и то, что никуда не делась вездесущая философия о сути реального и воображаемого. Которая теперь не настолько в лоб и более тонко размазана по повествованию:

  • это ты — ку-ку или все вокруг?*
  • а нам Мессия вообще нужен?
  • люди — ведомое стадо баранов или свобода воли таки есть?
  • ты вообще собираешься выбирать или выбор давно сделан?
  • кстати, он тобой сделан? или тебе дали подумать, будто тобой?

*кстати, да

Ничего как будто нового, но в цветастом постмодерновом коллаже эти душноватые вопросы играют красками — не новыми, а просто играют. Не грех задаться ими еще раз.

Фото: фирмы-производителя

В недостатки можно записать неизобретательные боевые сцены: Вачовски по второму кругу не удалось создать новое лицо и стандарт экшен-фильмов. Эту «Матрицу» не будут цитировать, пародировать, ей не будут подражать. Рукопашка суха на фоне все того же «Джона Уика», а перестрелки сливают одну за другой ultimate-способностью Нео под названием «Я в домике» (он еще и потешные пассы руками при этом делает — что твой Аллан Чумак, ну куда это дело годится?).

А все туда же.

Никто не спасает мир. Взрослые дяди и тети на шестом десятке решают сугубо дядины и тетины проблемы шестого десятка: не забыть бы выпить таблетки да полюбить напоследок.

А то закат — он вон уже. Алеет. Догорает.

Понравилось

  • действительно интересный сюжет;
  • здоровая самоирония;
  • бережный фансервис.

Не очень

  • пресный экшен.