Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Вспомнить все перед просмотром новой «Матрицы»: полная история франшизы в фильмах и видеоиграх

13 декабря 2021, 15:09
Колонка
Вспомнить все перед просмотром новой «Матрицы»: полная история франшизы в фильмах и видеоиграх
Фото: скрин 66.RU
Как будто мало в 2021 было новых актуальных игр (Diablo 2, GTA 3, GTA: Vice City), актуальных музыкальных новинок (Iron Maiden, Helloween, Limp Bizkit), так под занавес года в российский прокат выходит еще и новый актуальный фильм «Матрица».

Чтобы ощущение вернувшегося 2003-го было не совсем полным, вместо двух братьев в режиссерском кресле теперь только одна сестра, зато к своим каноническим ролям вернулись Кэрри-Энн Мосс и Киану Ривз.

Из всех блокбастеров 2021-го «Матрица: воскрешение» пока что выглядит самой темной лошадкой. Вот от нового «Человека-паука» совершенно понятно, чего ждать. А что нас ждет в продолжении давно законченной истории — совершенно непонятно. Может получиться теплейшая годнота вроде недавних «Охотников за привидениями», а может — невразумительное паразитирование на ностальгии с бесконечными самоповторами и кризисом свежих идей.

Собственно, идеями оригинал 1999-го и прославился.

«Матрица», 1999

  • О чем: мир — иллюзия; бог — есть; работа в офисе не приведет тебя к мечте
Фото: скрины: 66.RU, издателей и прокатчиков

Программист Томас Андерсон ведет двойную жизнь: днем он трудится в ИТ-компании на позиции джуниора, ночами — хакерствует. Наш мир кажется ему фикцией и иллюзией, в поисках ответов он ныряет в нору за белым кроликом. В норе выясняется, что все вокруг — и правда иллюзия. Но не просто метавселенная с цифровыми аватарами, а полноценная симуляция реальности — в 16K, с вертексными шейдерами, трассировкой лучей и фантастической дальностью прорисовки.

Фото: скрины: 66.RU, издателей и прокатчиков

Человечество же порабощено машинами, которых оно питает от рождения до смерти по малопонятному и невразумительно объясненному механизму. Впрочем, ничего пояснять и не надо — это все одна большая метафора с аллегорией и перифразами наперевес. Братья Вачовски завернули в простенькую оболочку виртуальной реальности дюжину религиозных верований и философских течений.

Фото: скрины: 66.RU, издателей и прокатчиков

Любители поиска глубинного смысла (ПГС) до сих пор ищут глубинный смысл, хотя фильм оставляет все на поверхности. Ну какой, скажите, ПГС, если в одной из открывающих сцен нам в лоб крупнейшим планом дается обложка «Симуляции и симулякров» Бодрийяра? Собственно, весь фильм нам Бодрийяра напропалую и пересказывают — поминутно срываясь на буддизм и христианские отсылки.

«Что есть реальность? И как определить ее? Есть набор ощущений, зрительных, осязательных, обонятельных — это сигналы рецепторов, электрические импульсы, воспринятые мозгом», — это Морфеус.

Фото: скрины: 66.RU, издателей и прокатчиков

Привычного мира нет. Есть имитация несуществующего. Все знакомые референты уничтожены и искусственно возрождены в виде знаков. Реальное замещается знаками реального.

«Люди не смотрят больше друг на друга, но существуют институты для этого. Они не дотрагиваются больше друг до друга, но есть контактотерапия. Они не ходят пешком, но занимаются йогой. Повсюду перерабатывают утерянные способности, или утерянное тело, или утерянную социальность, или утерянный вкус к пище. Снова изобретаются бедность, аскеза, исчезнувшая дикая первозданность: натуральная пища, здоровая пища, йога», — это Бодрийяр.

Фото: скрины: 66.RU, издателей и прокатчиков

Звучит как гениальное озарение вперемешку с бредом шизика. Или нет? Когда вы последний раз физически были на рынке, мерили обувь на картоночке и платили за нее бумажными деньгами, пересчитывая сдачу монетками? Или все же вы делаете это «по воздуху» — на маркетплейсе через тачскрин и с оплатой по «ПэйПалу»? Вот это и есть замещение реального знаками реального по Бодрийяру (и братьям Вачовски).

Фото: скрины: 66.RU, издателей и прокатчиков

Величие первой «Матрицы» в том, что все эти сложносочиненные конструкты она заворачивает в оболочку мейнстримового боевика про хакеров и борьбу с системой, щедро сдабривая новаторскими эффектами и визуальными цитатами из аниме.

И делает эти сложносочиненные конструкты доступными даже человеку, который не может написать «Бодрийяр» без ошибок.

«Матрица: перезагрузка», 2003

  • О чем: свободы воли нет (или есть); любовь спасет мир (или нет)
Фото: скрины: 66.RU, издателей и прокатчиков

Дальше принято ругаться. Принято считать (еще со времен срачей на доисторических форумах), что после мощного авторского фильма братья Вачовски скурвились и выдали на-гора тривиальный (пусть и дорогой) бездуховный блокбастер. Вместо философских откровений — схватка с цифровыми агентами Смитами. Вместо рассуждений о природе реальности — грандиозная погоня на специально для этого выстроенном шоссе.

Фото: скрины: 66.RU, издателей и прокатчиков

Сюжет сиквела вертится вокруг финальной битвы людей и машин: пока последний оплот «кожаных мешков» готовится к сражению, Нео ищет себя и свое предназначение в матрице. Пророчество ведет его к Источнику, где ему открывается страшная правда.

Фото: скрины: 66.RU, издателей и прокатчиков

И тут тоже забавно. Со времен все тех же форумов форсируется фанатская теория о том, что город людей — Зион — это такая матрица в матрице. Еще один слой симуляции для выплеска эмоций тех, кто осознал себя и проснулся. Непонятно, почему в 2020-м (уже не на форумах, а в каментах) это обсуждается как теория — Архитектор говорит ровно то же самое Нео прямым текстом:

Архитектор:

«…почти девяносто девять процентов испытуемых принимали правила игры, если им давалось право выбора, несмотря на то, что выбор существовал лишь у них в подсознании».

Нет никакой свободы воли, нет никакого выбора из двух стульев: Зион — фикция, и он неизбежно падет, Нео же предстоит перезагрузить матрицу и продолжить человеческий род фактически с нуля.

Нео отказывается верить и летит прямой наводкой в триквел, но сначала…

…Enter the matrix, 2003

  • О чем: о вялой попытке расширить вселенную фильма через новые форматы медиа

Одновременно с «Перезагрузкой» выпущена игра-ответвление со второстепенными героями фильма. В шкуре двух ноунеймов — жены Уилла Смита и какого-то азиата — нам предлагают пройти события, которые в «Перезагрузке» упоминались лишь вскользь.

Фото: скрины: 66.RU, издателей и прокатчиков

Игра запомнилась скучным сюжетом, слабым расширением лора вселенной (хоть Вачовски для игры и сняли эксклюзивные сцены), однообразием и графической бедностью (квадратные колеса до сих пор живут в мемах). Хотя задумка была хорошая: сделать не просто «игру по мотивам», а придать повествованию дополнительный слой, соединить сильные стороны двух разных медиа.

Фото: скрины: 66.RU, издателей и прокатчиков

«Матрица: революция», 2003

  • О чем: о том, что можно хотя бы попытаться
Фото: скрины: 66.RU, издателей и прокатчиков

Нео и Тринити прорываются к центральному серверу «матрицы», в то время как жители последнего людского города отважно бросаются в финальную битву с машинами. Машины превосходят числом, но ни шагу назад — за нами Зион!

Фото: скрины: 66.RU, издателей и прокатчиков

Самый слабый фильм трилогии в идейном смысле — и самый фееричный в визуальном. На большом экране буйство CGI начала века до сих пор смотрится внушительно. Ей бы еще чуть-чуть драмы — и финал «Матрицы» можно поставить в один ряд с битвами в Хельмовой Пади и обороной Минас-Тирита тех же лет: действие не затихает ни на минуту, накал и ставки постоянно повышаются, в финале по древнегреческим заветам зритель неизбежно испытает катарсис.

Фото: скрины: 66.RU, издателей и прокатчиков

За философию отдувается исключительно агент Смит с лицом Хьюго Уивинга и хрестоматийным «Почему, мистер Андерсон, почему? Во имя чего? Что вы делаете? Зачем, зачем встаете? Зачем продолжаете драться?» — и всеми другими вопросами 30-летних утром понедельника.

Фото: скрины: 66.RU, издателей и прокатчиков

Жаль, но за таким выдающимся перфомансом Уивинга следуют слащавая развязка и весьма тривиальные выводы на тему Всепобеждающей Силы Любви.

Так Вачовски начали с Бодрийяра, а закончили в духе Аллы Пугачевой.

Заслуживает внимания: «Аниматрица», 2003

  • О чем: о любви, смерти и роботах за 16 лет до Love, Death & Robots
Фото: скрины: 66.RU, издателей и прокатчиков

Альманах анимационных короткометражек в разных стилях, расширяющих вселенную фильмов и объясняющих некоторые моменты истории войны машин и людей, что остались за кадром.

Фото: скрины: 66.RU, издателей и прокатчиков

Работают только в связке с основной трилогией, вне ее пределов — сугубо на любителей аниме.

Не заслуживает, но упомяну: The Matrix: Online и The Matrix: Path of Neo

Две игры середины «нулевых» — первая многопользовательская онлайновая, вторая одиночная. В «Online» раскрывается дальнейшая история «матрицы» после войны, в «PON» мы еще раз проживаем все основные моменты кинотрилогии, на этот раз не от лица ноунеймов, а от лица непосредственно протагониста.

Фото: скрины: 66.RU, издателей и прокатчиков

Первая давно официально закрыта (хотя работают фанатские серверы), вторую тоже легально не приобрести, а жаль. Местами месить супостатов руками и ногами в slo-mo было увлекательно.

Фото: скрины: 66.RU, издателей и прокатчиков

В общем, как видим, «Матрица» — франшиза хоть и культовая, но неровная. Встречались там и откровенные шедевры — с визуальными решениями, перевернувшими кинематограф, и идеями, взломавшими поп-культуру; были и халтурные, и откровенно проходные вещи. А с учетом того, что после «V значит «Вендетта» у Вачовски не было кассово и зрительски успешных полных метров, градус ожидания четвертого фильма резонно низкий.

Но мы же взрослые люди и не судим по трейлерам, а сходим в кино с 16 декабря и составим свое мнение, правда? А потом с удовольствием обсудим. Если Лане Вачовски удастся невозможное, тем для разговоров будет на следующие лет 20.